I СЪЕЗД МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

I Съезд многодетных семей, организованный РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» (РОО ОМСМ) при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы, прошёл в столице 23 апреля в Кремлёвском Государственном дворце. В Съезде приняли участие 5 700 человек. Важным итогом Съезда стали резолюции с конкретными предложениями для законодательной и исполнительной власти города и соглашения с рядом бизнес-структур о предоставлении многодетным особых условий.

РЕЗОЛЮЦИЯ

I Съезда многодетных семей города Москвы

«Улучшение качества жизни многодетных семей в современном экономическом и политическом пространстве»

 

Проект

 

23 апреля 2015                                        Государственный Кремлевский Дворец

 

Одобрена участниками Съезда

 

 

Участники I Съезда многодетных семей города Москвы «Улучшение качества жизни многодетных семей в современном экономическом и политическом пространстве» – представители многодетных семей города Москвы, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, депутаты Московской городской Думы, представители региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов власти г. Москвы, представители научных организаций, бизнес-сообщества, общественных объединений, представляющих и защищающих интересы многодетных семей, а также религиозных организаций, ученые и специалисты в области права, социологии, экономики, социально-трудовых отношений – обсудили вопросы, связанные с положением многодетных семей, повышением престижа многодетных семей и их роли в улучшении демографической ситуации, с законодательным закреплением мер государственной поддержки многодетных семей в условиях разграничения полномочий между уровнями власти, перспективами дальнейшего развития законодательства и новых механизмов, и отмечают следующее:

  1. Сегодня в Москве проживает 104 тысячи многодетных семей, в которых воспитывает 268 тысяч детей в возрасте до 18 лет.
  2. В сложившейся демографической ситуации политика государства в отношении рождаемости должна быть в большей степени ориентирована на стимулирование третьих, четвертых и последующих рождений, поскольку только существенное увеличение их числа обеспечит воспроизводство населения, преодоление депопуляции. Это, в свою очередь, требует принятия мер по созданию для семьи благоприятных условий для рождения и воспитания детей.
  3. Особые меры поддержки должны быть выработаны в отношении многодетных семей. Уровень доходов таких семей, как правило, снижается с появлением в семье каждого следующего ребенка.
  4. На протяжении почти тысячелетия традиционной для России являлась многодетная семья, основанная на супружестве отца и матери.
  5. В настоящее время осуществляется широкий спектр мер по поддержке семей с тремя и более детьми. К таким мерам относятся меры, направленные на улучшение жилищных условий, обеспечение многодетных семей земельными участками, установление дополнительных мер государственной поддержки, налоговых льгот, денежных выплат, поддержание традиции уважительного и бережного отношения к многодетным родителям, укрепление института семьи и многое другое.
  6. Одна из наиболее сложных проблем многодетных семей – жилищная, поскольку значительная часть таких семей не может решить ее самостоятельно. На содействие решению данной проблемы направлен ряд федеральных нормативных правовых актов.
  7. В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» семьи, в которых после 1 января 2007 года родится второй и последующий ребенок, имеют право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала.

Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на улучшение жилищных условий, образование ребенка (детей), на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины.

Размер материнского капитала после индексации 2007 года, когда размер капитала составлял 250000 руб., с 1 января 2015 года составляет 453026 руб.

  1. Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2012 года родителю, супругу (супруге) родителя, усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю, супругу (супруге) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, увеличен размер стандартного налогового вычета на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода: 3000 рублей – на третьего ребенка и последующих детей.

 

Блок «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

Одной из важных задач современного общества и государства, исполнительных органов власти является укрепление традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей, укрепление статуса многодетной семьи и улучшение качества жизни многодетной семьи в целом.          Для решения поставленных задач по улучшению качества жизни многодетных московских семей требуются усилия со стороны Государства, профильных ведомств и общества.

  • Продолжить работу по взаимодействию Департамента социальной защиты населения города Москвы, органов власти, Правительства и РОО «Объединение многодетных семей г. Москвы».
  • Разработать распоряжение (для контролёров), в котором указать право второго родителя на проезд по социальной карте на основании удостоверения многодетной семьи г. Москвы.
  • Содействовать в решении вопроса семейного отдыха многодетной семьи с увеличением возраста детей, имеющих право на семейный отдых, до 17 лет включительно (для семей, в которых есть ребёнок от 3 до 7 лет, то есть имеющих право на семейный отдых). Привести в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и нормативно-правовые акты г. Москвы, регламентирующие организацию отдыха детей г. Москвы (постановления Правительства Москвы от 15.02.2011 года № 29-ПП, от 11.11.2014 № 653-ПП), которые исключают детей, воспитывающихся в многодетных семьях, из перечня  категорий детей, которым предоставлено право на получение путевки на отдых и оздоровление.
  • Увеличение компенсации за самостоятельно приобретенные путевки малообеспеченным семьям (по аналогии с приемными семьями).
  • Внести предложение в ПП Москвы № 827-ПП от 26.12.2014 г. включить в перечень категорию многодетных семей по оказанию бесплатных услуг. Они востребованы у семей.
  • В закон о социальной защите населения включить многодетные семьи, нуждающиеся в сети платных услуг, предоставленных ЦСО (прогулка, уборка и т. д.).
  • Создать в административных округах Москвы Службы по проведению индивидуальной профилактической работы с семьями с детьми всех категорий, в том числе, с многодетными семьями, с включением трех специалистов: психолога, специалиста по социальной работе (куратора), социального педагога (семейного домашнего помощника на базе учреждений социального обслуживания семей с детьми).
  • Проработать вопрос развития сети «Общественных приемных многодетных родителей» на базе учреждений социального обслуживания, в целях наиболее полной информированности многодетных семей о реализуемых мерах социальной поддержки, а также оказания содействия в решении насущных вопросов многодетных семей.
  • Рекомендовать РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» актуализировать совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам человека в городе Москве работу по решению проблемных вопросов многодетных семей.
  • Создать на сайте РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» портал, на котором будут представлены вся необходимая информация для многодетных семей г. Москвы по всем направлениям.

Проблема улучшения качества жизни многодетных семей требует решения имеющихся в обществе проблем многодетных семей, которые необходимо решать в тесном взаимодействии многодетных семей и органов исполнительной власти, призванных обеспечить достойный уровень и улучшение качества жизни многодетных семей.

Особенно важно осуществлять взаимодействие на стадии подготовки решений, разработке законодательных инициатив. Решив эту проблему, мы несомненно улучшим качество жизни многодетных семей Москвы и создадим благоприятные условия для семей, мечтающих иметь много детей.

 

Блок «ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА»

         Жилищная проблема – это одна из самых острых проблем многодетных семей, решение которой требует введения новых механизмов и программ, направленных на совершенствование действующего законодательства и внесения в него ряда поправок, которые качественно изменят ситуацию в этой сфере.

 

Предлагаемые изменения в действующее законодательство:

1) Считать многодетную семью в городе Москве – многодетной в соответствии с Законом города Москвы от 05.11.2008 № 56 и предоставить приоритетное право участия таким семьям в любых городских жилищных программах

2) Предложить изменить правила общего подсчета площади помещений многодетной семьи (ст. 9 Закона г. Москвы № 29 от 14.06.2006), чтобы в суммарную площадь включалась только площадь, которая соответствует перечню стандартов приложения № 2 к Закону г. Москвы № 29 от 14.06.2006

3) Разработать механизм, при котором члены семьи, не соответствующие условиям ст.7 Закона г. Москвы № 29 от 14.06.2006 в учетное дело не включались, а другие члены семьи, у которых соблюдены все условия ст. 7 Закона № 29, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий с постановкой на очередь.

 

Предлагаемые новые механизмы изменения в действующее законодательство существенно уменьшат имеющиеся проблемы города:

Необходимо учесть все возможные ситуации, которые не позволяют многодетным семьям улучшить свои жилищные условия: это и низкий уровень доходов, и наличие несовершеннолетних иждивенцев, и многие другие факторы, мешающие взять ипотеку или воспользоваться другими инструментами, предложенными государством и другими институтами.

Необходимо вернуться к вопросу определения многодетной семьи в части обеспечения жилищных прав без ограничения возраста детей, так как это было ранее в практике применения.

Существуют ограничения по возможности воспользоваться ипотечными программами для многодетных семей, в отличие от других граждан.

Создать межведомственные рабочие группы по разработке программы «Многодетная ипотека», где будет специальная процентная ставка, участие государственной гарантии для тех, кто стоит на очереди по улучшению жилищных условий или на получение субсидии, поможет не только малоимущих многодетным семьям, но и всем многодетным семьям, стоящим на очереди.

С помощью вновь созданных механизмов возможно решение жилищных вопросов многодетных семей,  это  снимет с города нагрузку по обеспечению очередников из числа многодетных на получение жилья. Возможно, рассмотреть форму ипотеки по аналогу «военной».

Возможно, такой механизм может быть создан в виде Фонда по реализации программ  в сфере решения жилищных вопросов для многодетных семей или создания «Программы» по обеспечению жильем многодетных семей г. Москвы.

В соответствии с п. а ч. 2 Указа Президента Российской Федерации №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» необходимо разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, представляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Необходимо в ближайшие сроки принять закон Московской городской Думы о выделении многодетным семьям участков под ИЖС в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в ст. 39» Земельного кодекса РФ, а также о предоставлении садовых участков для садоводства и огородничества.

Могут быть рассмотрены варианты альтернативы земельным участкам в городах-миллионниках, такие как субсидии, предоставление квартир, перевод земли Федерального назначения, взаимодействие с бизнесом и собственниками земли (как ГЧП).

Важно не допустить замещения в области обеспечения земельными участками очередников из многодетных семей г. Москвы (по 600-му закону), сохранить за ними право на получение основного жилья.

Жилищный вопрос многодетных семей – это системная многолетняя проблема. Решив эту проблему, мы, несомненно, улучшим качество жизни многодетных семей г. Москвы не только сегодня, но и создадим благоприятные условия для семей, мечтающих иметь много детей.

 

Блок «ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО»

Участниками круглого стола были приняты рекомендации и новые предложения по внесению изменений в действующее законодательство и о принятии новых законопроектов которые помогут улучшить социальный статус многодетной семьи Российской Федерации, а именно:

  • Разработать и принять ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей в РФ» («О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Российской Федерации»).
  • Рекомендовать включить в число основных задач Концепции государственной семейной политики в РФ, по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, усиление мер поддержки многодетных семей.
  • Расширить использование материнского (семейного) капитала на высокотехнологичную помощь и лечение в случае необходимости и приобретение транспортного средства.
  • Установить надбавку к пенсии за ответственное родительство многодетному родителю, воспитавшему трех и более детей (при наличии соответствующих государственных наград).
  • Увеличить существующий налоговый вычет по подоходному налогу при наличии пяти и более детей.
  • Предложить изменить пункт 1 статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части снятия налоговой нагрузки с одного родителя многодетной семьи или уменьшить налоговый вычет соразмерно количеству детей в многодетной семье. Снять налоговую нагрузку с одного родителя из многодетной семьи.
  • Рассмотреть вопрос о предоставлении женщине, родившей третьего и последующих детей, право признать себя работающей, приравняв воспитание и уход за детьми к профессиональной деятельности. Предложить на общественное и профессиональное обсуждение законодательную инициативу о предоставлении женщине, родившей третьего и последующих детей, право признать себя работающей (например, с минимальной заработной платой региона).
  • Внести предложение по изменению законодательства о возрождении почетного звания «Мать-Героиня» на общественное и профессиональное обсуждение. (Приложение 1)
  • Привести в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» нормативно-правовые акты города Москвы (постановления Правительства Москвы от 15.02.2011 года № 29-ПП, от 11.11.2014 № 653-ПП), регламентирующие организацию летнего оздоровительного отдыха детей города Москвы.
  • Создать рабочую группу по разработке программы «Многодетная ипотека» с участием строительных компаний, банков и правительства.
  • Предложить на общественное и профессиональное обсуждение подготовку специальной программы предоставления автомобиля многодетной семье с участием производителей транспортных средств, банков и правительства.
  • Необходимо разработать Программу развития «Семейный Бизнес». Понятия и механизмы поддержки государством.

В области формирования государственной семейной политики и государственной политики в отношении многодетных семей необходимо:

продолжить совершенствование государственной политики, направленной на обеспечение государственных гарантий социальной поддержки многодетных семей;

– формировать позитивный образ многодетной семьи через социальные программы и рекламу;

– осуществить взаимодействие между министерствами и ведомствами, ввести в рабочие группы членов многодетного парламента для совместного принятия решений по вопросам связанным с многодетными семьями;

– выявить позитивный региональный опыт работы с многодетными семьями и развить его на государственном уровне с целью улучшения качества жизни многодетных семей;

– совершенствовать исполнительные механизмы.

 

         Демографической политикой Российской Федерации на период до 2025 года является повышение уровня рождаемости. В настоящее время рождение 3-4 ребенка является решением демографической вопроса. Крайне важно продолжить диалог Государства и общества, чтобы семьи страны были большие, полные, сильные и здоровые, что означает сильное Государство  – и это в наших силах!

 

БЛОК «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

 

  1. Использование материнского капитала для оплаты лечения.
  2. Предоставить возможность использования материнского капитала в экстренных случаях на оказание высокотехнологичных медицинских операций и дорогостоящее лечение
  3. Предоставить возможность использования материнского капитала для проведения реабилитационных мероприятий для детей из многодетных семей или родителей.
  4. Комплексное сопровождение членов многодетных семей  в оказании медицинской  помощи, профилактики заболеваний и предотвращений инвалидизации среди малолетних детей в том числе и многодетных семей.
  5. Обеспечить детям из многодетных семей проходить диспансеризацию, прием специалистов, медицинские манипуляции вне очереди, а так же выделить отдельное время в ЛПУ для приема таких детей специалистами.
  6. Организовать медицинский патронаж многодетным семьям.
  7. Обеспечить родителям из многодетных семей проходить диспансеризацию, прием специалистов, медицинские манипуляции вне очереди, а так же выделить отдельное время в ЛПУ для приема специалистами.
  8. Обеспечить бесплатное стоматологическое протезирование для матерей из многодетных семей на основании имеющихся способов и материалов способных обеспечить функциональную и косметическую коррекцию.
  9. По результатам диспансеризации в детских, школьных и дошкольных учреждениях предоставить дополнительное обследования детям из многодетных семей по основным заболеваниям с использованием современного оборудования.
  10. Повысить уровень информированности женщин из многодетных семей о принципах здорового образа жизни и профилактике рака молочной железы в рамках благотворительного проекта «Женское Здоровье».
  11. Организовать активное маммологическое обследование женщин из многодетных семей.
  12. Дети из многодетных семей  с установленной  инсулиновой помпой:
  13. Необходимо рассмотреть вопрос о сохранении льгот после достижениями возраста 18 лет  детьми – инвалидами, которым установили инсулиновые помпы.
  14. Придать им статус инвалид – детства с сохранением льгот после совершеннолетия.
  15. Комплексный подход, направленный на формирование здорового образа жизни, снижение чрезмерного употребления алкоголя, лечению и профилактики злоупотреблений и зависимости от алкоголя. Прогнозируемым результатом будет видимое и значимое улучшения медицинских, социально-экономических и демографических показателей.
  16. Необходимо актуализировать  риски и потери,  связанные с потреблением алкоголя в дозах с риском для здоровья:
  17. Социальная  реклама и информирование в общественных местах.
  18. Необходимо информирование широких слоев населения о концепции снижения потребления алкоголя до безопасного уровня и необходимости обращения за медицинской помощью для этого, так как это болезнь.
  19. Социальная  реклама и информирование в общественных местах.
  20. Лечебных учреждениях.
  21. Обеспечить широкий доступ пациентов к лечению:
  22. Необходимо изменить существующие порядки оказания медицинской помощи пациентам в  части выявления и лечения алкогольной зависимости врачами первичного звена, врачами терапевтического профиля согласно программе развития  здравоохранения до 2030 года.
  23. Разработать комплекс мер обеспечивающих современный и высокоэффективный подход к лечению злоупотребления алкоголем и алкогольной зависимости, через снижение потребления алкоголя до безопасного уровня:
  24. Обучить врачей разных специальностей (терапевтов, семейных врачей, гастроэнтерологов, кардиологов, врачей Центров Здоровья) выявлению и работе с пациентами употребляющих алкоголь в дозах с риском для здоровья  по методикам, разработанным в ведущих клиниках мира, а также ведущими российскими специалистами-представителями ВОЗ.
  25. Подготовить и утвердить необходимые нормативные документы, регламентирующие организацию лекарственного обеспечения граждан с алкогольной зависимостью с целью снижения потребления алкоголя до безопасного уровня.
  26. Поддержать разработку и реализацию  программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику детского и подросткового алкоголизма.
  27. Организовать повышение квалификации врачей наркологов и социальных работников в области социально-психологической работы в школах и образовательных учреждениях
  28. Ввести в Российской Федерации для многодетных семей возможность получения специального расширенного медицинского полиса.

 

Блок «СПОРТ, ОТДЫХ, ТУРИЗМ»

Считаем важным разработать и принять комплекс эффективных мер, направленных на создание условий для дальнейшего развития доступных услуг в области физической культуры, спорта, семейного туризма, социально-культурного и духовно-патриотического воспитания населения, а также, обеспечение государственной поддержки данных инициатив, в частности:

-поддержать инициативу РОО «ОМСМ» совместно с социально-ориентированными  компаниями о создании в Подмосковье  детского оздоровительного лагеря «Территория детства» со специально выделенными программами детского и семейного отдыха для многодетных – «СемьЯ»;

-обратиться к Правительству Москвы и представителям социально-ориентированного бизнеса  с инициативой всяческой поддержки внедрения сертификата на детский отдых и туризм (внутренний) для детей из многодетных семей;

-провести мониторинг существующих  информационно-деятельностных программ, направленных на формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни и создание условий и практических примеров ведения здорового образа жизни, в том числе через систему физкультурно-массовых и спортивных программ;

-по итогам мониторинга рекомендовать программы компаний-партнеров для участия в аукционах и торгах по организации  спорта и отдыха, обеспечить доступность участия;

-выступить с инициативой организации в парковых зонах Москвы площадок, включающих в себя игротеки и веревочные городки, тем самым предоставив детям возможность отдыха не пассивного, а творческого, познавательного, со сменой видов деятельности;

– принять активное участие при выполнении норм ГТО.

– участвовать в спортивных мероприятиях города, а так же поддерживать и принимать активное участие в неолимпийских видах спорта. Многодетные семьи РОО «ОМСМ» уже имели опыт участия и победили за звание «Народный проект» в области массового спорта, физической культуры и активного отдыха 2015 года.

-объединить лучшие опыты работ среди многодетных семей в этой области массового спорта, физической культуры и активного отдыха и тиражировать их в округах.

 

Предлагаем консолидировать усилия и совместные действия государственных органов, общественных организаций, социальных институтов и ассоциаций и направить на внедрение значимых инициатив РОО «ОМСМ».

Предлагается поддержать комплекс мер по профилактике детского травматизма при занятиях физической культурой и спортом, а также при пребывании в организации отдыха и оздоровления во время летнего оздоровительного отдыха, в том числе внедрение новых современных технологий по обучению детей безопасному поведению (таких как курс интерактивных занятий «Универсальный код безопасности»).

Рекомендовать государственным и муниципальным органам, занимающимся организацией летнего отдыха и оздоровления детей, предусмотреть включение в воспитательно-педагогическую программу Курса интерактивных занятий «Универсальный код безопасности» и обучение проведению указанного курса педагогическим персоналом, работающим в загородных детских оздоровительных лагерях и в городских лагерях.

 

Блок «КУЛЬТУРА»

Участники круглого стола, исходя из права каждого гражданина России на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям (статья 44 Конституции РФ), обсудили актуальные вопросы обеспечения образовательными и просветительскими услугами многодетных семей в г. Москве.

Основными темами выступлений, докладов и презентаций спикеров стали:

  1. Роль культуры в формировании семейных ценностей.
  2. Влияние художественного содержания объектов культуры на формировании нравственного, гражданского, патриотического сознания подрастающего поколения.
  3. Необходимость социальной направленности культурных объектов.
  4. Создание среды для раскрытия личностного потенциала подрастающего поколения (воспитание интереса к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни).
  5. Формирование у подрастающего поколения потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
  6. Необходимость укрепления в общественном сознании традиционной ценности семьи, престижа материнства и отцовства.
  7. Культура, как фундамент внешнего преобразования.
  8. Ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей происходит на неблагоприятном информационном фоне, изобилующим агрессивной пропагандой семейного неблагополучия, насилия, пронизанного неуважением к родителям и ненавистью к детям. Многодетные семьи часто сталкиваются с предвзятым отношением общества, средств массовой информации. Пропаганда многодетности до настоящего времени не нашла должного развития и поддержки в нашей стране. Необходимо формировать положительный образ многодетной семьи, показывать ее опыт, ее жизнь и достижения.
  9. Категория «многодетная семья» не везде имеет свой статус. Как правило, это затрудняет получение многих услуг, и эта проблема сильно осложняет организацию отдыха и оздоровление детей города Москвы. В связи с этим, указываем на необходимость внесения дополнения в Постановление Правительства от 15 февраля 2011г. № 29-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей города Москвы в 2011 году и последующие годы» и временные правила электронной записи детей города Москвы на отдых и оздоровление: добавить в список льготных категорий “Дети из многодетных семей” независимо от дохода родителей в соответствии с 124 ФЗ «Об осн. гар….».
  10. Предлагаем передать организацию отдыха и оздоровления детей г. Москвы, которой занимается Департамент культуры г. Москвы, в ведение Департамента социальной защиты населения г. Москвы.
  11. Считаем важным разработать и принять комплекс эффективных мер, направленных на создание условий для дальнейшего развития доступных услуг в области культуры, воспитания, организации семейного отдых в летний период, социально-культурного и духовно-патриотического воспитания населения, а также, обеспечение государственной поддержки.
  12. Создать единую площадку РОО «ОМСМ» для организации семейного отдыха. В формате круглогодичного многофункционального центра отдыха и воспитания по схеме «Многодетные для многодетных». Что позволит не только решить проблему семейного отдыха в летний период, но и организовать рабочие места и обеспечить занятость родителям и взрослым детям из многодетных семей,
  13. возродить программу профильных смен в уже существующих лагерях, с частичным финансированием из бюджета города,
  14. рассмотреть возможность введения единого сертификата на получение услуг и путевок на семейный отдых. (Пилотные проекты в Ульяновской области),
  15. рассмотреть возможность разработки целевой программы «Многодетная семья- культурная семья», направленной на поддержку многодетных семей, организацию экскурсий, досуговых просветительских, образовательных и др. мероприятий,
  16. возобновить программу экскурсий выходного дня,
  17. сделать посещение государственных театров, концертных и выставочных залов, консерваторий бесплатными для многодетных семей,
  18. разработать и заключить партнёрские соглашения о сотрудничестве с коммерческими компаниями , оказывающих услуги в области культуры, организаторами концертных, массовых мероприятий и выставок,
  19. заключить договоры о квотах на получение РОО «ОМСМ» фиксированного количества билетов на культурные мероприятия, концерты, спектакли и музеи по льготной цене от партнеров РОО «ОМСМ»,
  20. обеспечить доступность участия компаний-партнеров в аукционах и торгах по организации досуга,
  21. рассмотреть возможность обеспечения преференций компаниям-партнерам РОО «ОМСМ» как социально ответственному бизнесу,
  22. провести мониторинг уже существующих образовательных программ, основанных направленных на нравственное, духовно-патриотическое развитие личности,
  23. рекомендовать программы для подростков и родителей, проводимых в новых контекстных форматах и направленных на создание среды раскрытия личностного потенциала подрастающего поколения (воспитание интереса к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни),
  24. тиражировать проект РОО «ОМСМ» “КРЫЛЬЯ АНГЕЛА” (приуроченного ко Дню Матери с участием 300 детей из многодетных семей в ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ) в других субъектах РФ с целью популяризации деятельности РОО «ОМСМ» и успешного опыта продвижения талантливых детей из многодетных семей,
  25. поддержать проведение «Марафона талантов многодетных семей Москвы» и обеспечить возможность участия в концертах и праздничных программах общегородского и федерального уровня творческих коллективов, где занимаются дети и родители из многодетных семей,
  26. содействовать в организации экспозиции работ участников «Марафона талантов многодетных семей Москвы» на лучших выставочных площадках столицы.
  27. Создать единый портал или страницу (возможно на базе сайта РОО) с указанием  уже существующих в столичных учреждениях образовательных программ просветительской направленности и доступных услуг в сфере организации культурного досуга для всей семьи.
  28. Привлечь журналистов и редакторов столичных СМИ к освещению деятельности РОО «ОМСМ».
  29. Рассмотреть возможность проведения социальной PR-кампании о проектах талантливых детях из многодетных семей или о целых семьях на всех информационных площадках. Для популяризации опыта воспитания в лучших московских многодетных семьях.
  30. Создать систему социальных лифтов для продвижения талантливых детей и молодежи из многодетных семей.
  31. Создать Молодежное Правительство и Детский парламент из детей и молодежи из многодетных семей города Москвы.

 

БЛОК «ГЧП»

Участниками круглого стола рассмотрены актуальные проблемы в сфере формирования нового подхода к поддержке многодетных семей, улучшению качества жизни многодетных семей через механизмы государственно-частного партнерства, также отмечена необходимость разработки и внедрения современных механизмов поддержки многодетных семей на условиях «ГЧП» в целях улучшения качества их жизни и формирования более эффективной государственной политики в социальной сфере.

В одиночку ни общественные организации, ни бизнес-структуры, ни публично-правовые образования не могут гарантировать многодетной семье своевременное и полноценное социальное обеспечение. Только равноправное партнерство государственных и/или муниципальных органов исполнительной власти, бизнеса и общественных организаций, обеспечивающее социальный результат от объединения различных ресурсов и активизации ранее скрытых возможностей, способно привести к стабильному социальному развитию многодетных семей.

Одни из условий для развития «ГЧП» приняты участниками круглого стола:

Отсутствие федерального закона о «ГЧП» – является тормозящей силой. В настоящее время деятельность в данной сфере регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами «О концессионных соглашениях» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что значительно сокращает возможности развития предприятиям социально-ответственного малого и среднего бизнеса. Также требуются эффективные механизмы консолидации предприятий малого и среднего бизнеса в консорциумы, выступающие в качестве «единого партнера» на долгосрочной основе.

Предприятиям малого и среднего бизнеса, готовым развивать социальную инфраструктуру, потребуются источники долгосрочного финансирования. Банки не готовы осуществлять такое финансирование, в том числе и потому, что отсутствует действенный механизм рефинансирования кредитов. В настоящее время совместные с бизнесом долгосрочные проекты зачастую не выгодны, не представляют интереса для банков по причине длительно окупаемости и ограниченной рентабельности. Возможно, что государство будет выступать гарантом по таким кредитам, или сможет гарантировать выпуск под эти кредиты ценные бумаги.

Создание программы государственной поддержки семейного предпринимательства в Российской Федерации.

Создание правовых основ (норм) стимулирования Семейного бизнеса в Российской Федерации

Органам государственной власти и местного самоуправления необходимо рекомендовать проведение систематического информирования бизнес-сообщества об имеющихся потребностях государства в партнерстве и возможностях совместной реализации проектов.

Предлагаемые новые механизмы для инициирования работы социально-ответственного бизнеса с многодетными семьями г. Москвы:

Развивать социальную сферу возможно активно используя сетевое взаимодействие, для чего бизнес готов предоставлять свои различные ресурсы для развития социальной сферы территории его присутствия. Сетевое взаимодействие необходимо развивать в системе образования и культуры. Опыт РОО «Объединение многодетных семей г. Москвы» показал эффективность такого взаимодействия в организации досуговых программ для детей из многодетных семей, но необходимо этот опыт тиражировать на другие социальные области.

Социально-ответственный бизнес готов выстраивать свои модели в социальной сфере, поскольку инвестиции в социальную сферу также могут приносить прибыль. Таким бизнесменам нужна только лишь административная поддержка и официальное признание достоинств их проектов со стороны исполнительной власти.

Одной из них выступает проблема в системе образования, касающаяся всех без исключения семей, и многие проблемы можно было бы решить через взаимодействие бизнеса и образовательные организаций. Необходимо исполнительной власти инициировать  такое взаимодействие по вопросам совершенствования материально-технического обеспечения образовательного процесса, программ профориентации, привлечение ресурсов бизнеса для курсов повышения квалификации педагогов и т.д.

Необходимо наладить межсекторное взаимодействие между социально-ответственным бизнесом и РОО «Объединение многодетных семей г. Москвы», что сделает работу Объединения более эффективной, создаст предпосылки для повышения уровня и качества жизни многодетных семей. Для этого необходимо аккумулировать в Объединении многодетных семей ресурсы и технологии, способные решить особые социальные задачи.

Например:

– создание партнерской программы обслуживания многодетных семей по единым пластиковым картам «Многодетная семья» (обслуживание в магазинах, банках и т.д.);

– открыть раздел на сайте Объединения для публикаций предложений бизнеса, специально разработанных в интересах многодетных семей;

– создание на базе сайта Объединения интернет магазина для поддержки многодетного семейного бизнеса;

– разработать программу социально-значимых проектов для многодетных семей, который позволял бы адресатам не только получать блага, но и выйти на новый уровень качества жизни;

– объединения, коммерческие и некоммерческие структуры, бизнес-сообщества и представители семейного бизнеса, работающие в социальной сфере, могут стать операторами исполнения услуг.

Необходимо внести и закрепить понятие «Семейный бизнес» на законодательном уровне и разработать механизмы поддержки государством «Семейного бизнеса», бизнес-династий.

Продвигать и развивать Семейный бизнес – как основу благополучия и дополнительного заработка.

Проводить обсуждения, круглые столы, только совместная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, бизнес-структур, их равноправное сотрудничество может обеспечить необходимый социальный эффект за счет объединения ресурсов, активизации ранее невостребованных возможностей и способно привести к стабильному социальному развитию многодетных семей.

Организовать торговые места на ярмарках выходного дня, сезонных ярмарках и торговых площадках для многодетных семей.

Привлекая социально-ответственный бизнес к сотрудничеству в решении социальных вопросов, мы несомненно улучшаем качество жизни многодетных семей г. Москвы, а также создаем благоприятные условия для всех семей с детьми в г. Москве.

Предлагаем с учетом имеющихся наработок и полученного опыта, расширить эту работу, для чего установить сотрудничество с Торгово-промышленной палатой г. Москвы, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Народный фронт.

 

БЛОК «ОБРАЗОВАНИЕ»

Правительство Москвы проводит большую работу по созданию благоприятных условий для образования детей из многодетных семей на всех уровнях. Участники круглого стола рассмотрели актуальные проблемы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования и отметили, что требуется дополнительное законодательное регулирование вопросов повышения качества и содержания образовательных услуг для детей, в том числе из многодетных семей.

В целях создания условий эффективного использования полученных знаний для социального роста и дальнейшей самореализации детей в профессиональной сфере, в том числе в развитии семейного бизнеса и социального предпринимательства.

Также необходимо разработать и внедрить современные механизмы защиты прав и законных интересов многодетных семей в целях улучшения качества жизни и формирования более гибкой государственной политики в сфере образования.

Получение дополнительных знаний и навыков в области научно-технического творчества, применения современных информационных технологий наряду с такими традиционными областями, как народные промыслы и ремесла, необходимо для формирования разносторонне развитой личности ребенка.

Участниками круглого стола обозначены следующие проблемы в области образования:

Отсутствует система практик, способствующих эффективному профессиональному самоопределению и раннему трудоустройству детей и молодежи, требуется совершенствование соответствующей нормативной правовой базы.

Проблемы финансирования программ общего образования в  частных образовательных организациях города Москвы.

Недостаточно коррекционно-реабилитационных программ, реализуемых на льготных условиях.

Необходима разработка культурно-просветительских программ, обеспечивающих не только организацию творческого досуга, но создающих условия для развития семейного бизнеса многодетных семей города Москвы.

Отсутствует возможность создания семейных детских садов на базе негосударственных образовательных организаций, как одной из эффективной формы обеспечения многодетных мам работой. Для этой цели необходимо разработать механизм их финансирования. Семейные детские сады нуждаются в специализированном методическом и дидактическом обеспечении, а требования ФГОС дошкольного образования о наличии у воспитателя педагогического образования значительно снижает возможности развития семейных детских садов.

Необходимы новые формы образовательных и культурно-просветительских услуг, основанных на современных достижениях артпедагогики, арттехнологий и арттерапии, для детей с ограниченными возможностями здоровья и многодетных семей с целью их возможного трудоустройства, выстраивания пространства развития ремесленничества, развития семейного бизнеса.

 

Предложения, которые смогут существенно уменьшить имеющиеся проблемы многодетных семей в сфере дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

  • Способствовать внедрению в широкую практику сетевых форм взаимодействия государственных учреждений, реализующих программы дополнительного и общего образования, с бизнесом и некоммерческими организациями, предоставляющими ресурсы для:

–        профессионального просвещения и раннего профессионального самоопределения детей и молодежи;

–        организации практико-ориентированных курсов повышения квалификации педагогов организаций, реализующих программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности;

–        оптимизации закупок образовательными организациями современных и качественных материалов для творческой, конструкторской и исследовательской деятельности детей.

  • Создать межведомственную рабочую группу в Департаменте образования города Москвы по вопросам развития семейных детских садов:

–        разработка и распространение модульных игротек для семейных детских садов. Разработка и внедрение образовательных программ для подготовки к работе в семейных детских садах многодетных мам;

–        открытие семейных детских садов с государственным финансированием на базе аккредитованных негосударственных образовательных организаций;

–        уточнение нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации и образованию воспитателей детских садов, т.к. требование о наличии педагогического образования у воспитателя не дает возможности развиваться этой форме трудоустройства многодетных мам;

–        подготовка предложений для внесения изменений в действующий СаНПиН 2014 года, т.к. их применение в полном объёме, практически не дает возможности открыть новый семейный детский сад в квартире многодетной семьи.

  • Разработать механизмы финансирования, обеспечивающие доступность образовательных услуг для детей из многодетных семей:

– установить для детей из многодетных семей квоту по приему студентов на бюджетной основе в образовательные учреждения среднего, профессионального и высшего профессионального образования;

–        для использования средств материнского капитала на обучение по программам дополнительного образования, не подлежащих аккредитации;

–        для подготовки детей дошкольного возраста из многодетных семей в первый класс, не посещающих дошкольную образовательную организацию.

  • Внедрить в широкую практику современные программы дополнительного образования, основанные на достижениях артпедагогки и арттерапии, для детей с ОВЗ и многодетных семей.
  • Способствовать созданию сети торговых точек (киосков), обеспечивающих реализацию продукции, которую могут создавать дети с ОВЗ, их семьи и многодетные семьи для повышения их социальной защищенности, в том числе Семейный Бизнес.
  • Необходимо расширить возможности детей на получение образования после 8-9 класса на базе колледжей, обеспечивающих предпрофессиональное и профессиональное обучение, а также их практическое обучение и трудоустройство, например, за счет увеличения плана набора.
  • Разработать проект создания на базе ЦПСиД многофункциональные ремесленные центры с использованием предлагаемые НП «АУРА» готовых проектов «Ремесленных мастерских под ключ», позволяющих оптимизировать затраты на приобретение комплексного оборудования и реализовать рациональные закупки современных материалов отечественных производителей для творческой деятельности.
  • Создать на базе ЦПСиД многофункциональные ремесленные центры для:

–        реализации функций, связанных с профессиональным самоопределением детей из многодетных семей,

–        обеспечения возможности освоения ремесленных профессий, развития семейного бизнеса и социального предпринимательства многодетных семей,

–        обеспечения возможности аренды высокотехнологичного оборудования для выполнения полученных заказов и т.п.,

–        реализации культурно-досуговых программ для разновозрастных детских объединений, и предусмотреть реализацию для многодетных семей на льготной основе;

–        обеспечения реализации ФЗ об образовании на базе ЦПСиД коррекционно-реабилитационных программ (занятий с логопедами-дефектологами) для детей льготных категорий граждан, которые есть в школах 7 и 8 вида.

  • Создать рабочую группу для разработки специального проекта по работе с детьми, имеющими проблемы с получением неполного общего образования, и реализации реабилитационных программ на базе ЦПСиД, используя существующие мастерские в школах 7 и 8 вида. Из-за сокращения финансирования эти мастерские сворачивают. А эта база необходима для вышеуказанной категории и решения вопросов образования.
  • Разработать новые формы психолого-педагогического просвещения родителей из многодетных семей, обучения родителей грамотному и полному использованию потенциала, заложенного в современные игрушки и обеспечить многодетные семьи развивающими игровыми наборами.

Разработать образовательный сертификат (по примеру подового сертификата) каждому под?влямуся ребенку, который можно использовать в любой форме учебного заведения при получении образования.

Решение проблем в области дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, организации культурно-досуговой деятельности позволит не только улучшить качество жизни многодетных семей Москвы, но и сделать образование действительно социальным и культурным лифтом, а также создать условия для развития семейного бизнеса и социального предпринимательства.

Полагаем необходимым учесть имеющийся опыт сотрудничества общественных организаций многодетных семей города Москвы с партнерскими некоммерческими и бизнес-структурами по выполнению совместных культурно-досуговых и образовательных проектов, таких как проведение военно-патриотического фестиваля по тактическим играм, моделированию, образовательные и культурно-досуговые программы на базе технопарков, арт-проект «Крылья Ангела», посвященный Дню Матери.

Сегодня Объединением многодетных семей Москвы совместно с партнерскими организациями уже разработаны проекты уличных макроигротек, которые могут стать важной составной частью образовательной среды города; проекты новогодних праздников, посвященных истории народных промыслов России, и другие программы, которые заслуживают внимания, дальнейшего развития и распространения. Каждый такой проект позволит расширить рамки образовательной, культурно-досуговой деятельности и улучшить качество жизни многодетных семей Москвы.

 

БЛОК «ТРУД – ЗАНЯТОСТЬ»

Участники круглого стола, изучив текущее состояние рынка труда для многодетных мам, имеющиеся наработки и проблемы, по итогам обсуждения предлагают инициировать следующие законодательные инициативы и рассмотреть возможности для трех категорий многодетных мам:

– мама хочет работать «мамой»

– семья хочет открыть свое дело или иметь свое дело

– мама хочет работать

 

Семейный бизнес.

 

На сегодняшний день в законотворчестве отсутствует понятие «Семейный бизнес», а создание резолюции поможет реализовать «Семейный бизнес» и у многодетной семьи, желающей работать, появятся следующие возможности:

 

         Создание семейного детского сада (СДС).

         Создание своего бизнеса, работы по найму и другое…

 

Для этого мы предлагаем рассмотреть следующие возможности:

 

– стимулирование (в том числе материальное) образовательных учреждений, создающих подобные рабочие места для многодетных матерей;

– внесение в систему оценок рейтинга образовательного учреждения следующего пункта: количество и качество работы с СДС.

– создание на базе школ с положительным опытом взаимодействия с СДС, центров, транслирующих свой опыт, выполняющих консультационную и организационную поддержку как образовательных учреждений без подобного опыта, так и многодетных мам, желающих открыть СДС.

Особое внимание необходимо обратить на те районы, где не хватает такой услуги.

 

Необходимо:

Законодательно закрепить для многодетных родителей право сохранения уже созданного ими СДС при наличии двух детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с сохранением у воспитателя 0,5 ставки, а при одном ребенке с сохранением у воспитателя 0,25 ставки.

Эта мера даст возможность сохранить многодетной матери трудовой стаж, заработную плату, компенсацию на питание воспитанников СДС, а детям продолжать получать помощь работников образовательного учреждения, за которым закреплен СДС (например, психолога, логопеда и.т.д.), а также пользоваться его материально-технической базой.

 

         Как правило, по достижении всеми детьми 7-ми летнего возраста и ликвидации СДС, у матерей, работающих в СДС, а также матерей, которые СДС не создавали, возникает необходимость трудоустройства.

 

На этом этапе важную роль играют сохранение/приобретение  знаний и профессиональных навыков многодетной матери, а также заинтересованность работодателя в предоставлении многодетной матери максимально гибкого графика рабочего времени согласно ст. 92 ТК РФ, дополнительного отпуска согласно ст. 263 ТК РФ, неполную рабочую неделю согласно ст. 93 ТК РФ.

Необходимо укрепить социальные и трудовые гарантии женщине, многодетной матери в соответствии с Трудовым законодательством Российской Федерации, которые и так написаны, однако в нереализуются многими работодателями.

 

Чтобы мама могла профессионально расти предлагаем:

– дополнить государственную программу бесплатного профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, утвержденную Правительством Москвы, гарантией предоставления бесплатного обучения женщинам, из числа многодетных матерей и имеющих ребенка в возрасте до 7-ми лет;

–  включить в список профессий (специальностей), доступных для освоения в рамках вышеуказанной программы Правительства Москвы, направлений педагогического профиля;

–  предоставить возможность бесплатно проходить повышение квалификации по основной специальности (профессии) каждые 5 лет в период ухода за детьми;

– уделять особое внимание и оказывать всестороннюю поддержку образовательным учреждениям, использующим технологии дистанционного обучения при обучении многодетных матерей.

 

         По завершении обучения и получении необходимых документов, подтверждающих квалификацию, многодетные матери сталкиваются еще с одной проблемой.

 

Как правило, многодетная мать не имеет возможности работать на условиях нормального режима рабочего времени, но может работать,  в режиме гибкого графика, сокращенного рабочего времени или дистанционно. Работодатель при этом, как правило, наоборот, предпочитает брать работников на полный рабочий день с предоставлением рабочего места на своей территории.

 

Хорошо бы повышать престиж ответственных работодателей, ведь создание рабочих мест для многодетных мам может рассматриваться как социальная деятельность компании. Для этого надо создать им комфортные и привлекательные условия, а именно:

– разработать государственную программу по привлечению работодателей к заключению трудовых договоров с матерями, воспитывающими детей до 14-ти лет, в том числе с многодетными матерями, на условиях гибкого режима рабочего времени и (или) сокращенного рабочего времени, а также на условиях дистанционной работы.

При этом государственные программы могут заключаться в следующем:

а) информирование работодателей о положительных моментах, вытекающих из заключения таких трудовых договоров;

б) материальное стимулирование работодателей, заключающих такие трудовые договоры;

в) стимулирование работодателей путем предоставления необходимых ресурсов для организации удаленного рабочего места, в случае заключения ими трудового договора о дистанционной работе.

 

Еще один существенный и важный момент – это налоговые льготы. На сегодняшний день, работающая многодетная мать лишается пособий на детей. И мы хотели бы обратить внимание законодательных органов на необходимость снижения подоходного налога для подобных категорий работников. Внесение подобной поправки существенно укрепит семейный бюджет многодетных родителей.

 

  1. II.  Мама хочет открыть свое дело

 

Мы поддерживаем продолжение государственного финансирования тренинг-программ для матерей – начинающих предпринимателей.

И для стимулирования подобной формы занятости предлагаем рассмотреть возможность:

 

  1. льготного кредитования на открытие собственного дела
  2. Предоставление льготной арендной ставки субъектам малого предпринимательства из числа многодетных матерей.

.

  1. IV. Мама хочет работать «мамой»

 

На сегодняшний день, в большинстве семей ситуация следующая: чем больше у мамы детей и чем больше она ими занимается, тем хуже ее финансовое положение.

Женщины, посвятившие свою жизнь воспитанию детей, вырастившие достойных граждан нашей страны, в зрелом возрасте оказываются совершенно социально незащищенными

Необходимо продумывать и осуществлять политику социальной поддержки тех многодетных мам, которые уже вырастили своих детей, как дополнительной суммой к пенсии и второй пенсии.

Наши предложения:

– вынести на рассмотрение вопрос о признании на законодательном уровне деятельности по воспитанию трех и более детей трудовой деятельностью, с сохранением всех гарантий, предусмотренных трудовым, социальным и пенсионным законодательством Российской Федерации.

– предусмотреть выплату заработной платы на весь период воспитания детей не ниже прожиточного минимума соответствующего субъекта.

         – производить расчет трудового стажа для начисления пенсии по возрасту с учетом многодетности, что может стать мощным стимулом для повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране.

 

Обратить внимание на вопрос, который волнует многодетные семьи, связанный с вопросом увольнения единственного кормильца, т.к. это единственный источник дохода.

 

 

Резолюция

Секция «ГЧП»

Круглый стол: «Роль социально-ответственного бизнеса в формировании нового подхода к поддержке многодетных семей. Партнерство и диалог: государство, бизнес – семья».

Резолюция

Секция  «Жилищная политика»

Круглый стол: «Актуальные вопросы о жилищной сфере, решения которые улучшат качество жизни многодетных семей и смоут изменить сложившуюся систему, найти новые механизмы и подходы».

Резолюция

Секция «Законотворчество»

Круглый стол: «Мониторинг законодательства и практика применения. О новых механизмах по улучшению качества жизни многодетных семей (региональные и федеральные законы)».

Резолюция

Секцкя «Здоровье»

Круглый стол: «Охрана здоровья семьи и детей. Большая семья – залог успешного развития Государства. Здоровая семья – сильная Россия!»

Резолюция

Секция «Культура»

Круглый стол: «Культура как основа формирования семейных ценностей, сохранения традиций и истории. Новые возможности для раскрытия талантов среди многодетных семей»

Резолюция

Секция «Образование»

Круглый стол: «Роль образования, новые механизмы и подходы. Состояние и перспективы дошкольного и дополнительного образования. Профориентация и социализация».

Резолюция

Секция  «Спорт, отдых, туризм»

Круглый стол: «Здоровый образ жизни. Совместное проведение семейного досуга. Формирование семейных ценностей. Здоровая семья-основа Государства!».

Резолюция

Секция «Труд и занятость»

Круглый стол: «Рынок труд для многодетных мам. Реалии и перспективы трудоустройства”

Резолюция

Секция «Соцальная политика»

Круглый стол: «Круглый стол: “Реаизация государственной социальной политики  отношении многодетны семей: опросы и решения. Новые подходы и форма работы».

Если Вы желаете внести свои предложения, пожалуйста, направляйте их по адресу info@oms.msk.ru