Я работаю мамой. Однажды много лет спустя этот фильм всё ещё актуален.

Я работаю мамой. Однажды много лет спустя этот фильм всё ещё актуален.

 

РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» в День семьи, любви и верности организовало творческую встречу с автором сценария и актерами фильма «Однажды двадцать лет спустя». И сценарист и актеры, и мамы в зале признали, что часть проблем больших семей остаётся актуальна, несмотря на то, что фильм был снят 42 года назад.

Во встрече приняли участие автор сценария, писатель, драматург, сценарист, актер, публицист, педагог, профессор ВГИКа фильма Аркадий Яковлевич Инин, заслуженная артистка Марина Яковлева, в прошлом актриса и телеведущая, а ныне монахиня Ольга (Гобзева) и народный артист Российской Федерации Игорь Ясулович.

Модерировала встречу руководитель РОО ОМСМ Наталья Карпович. Были и вопросы из зала и от мам, и от отцов.

Как всё начиналось или очень гневная многодетная мать

Аркадий Яковлевич Инин:

— 1980 год.  Я искал тему. Объявили конкурс на сценарий лирической комедии. Я увидел в очень популярной тогда «Литературной газете» большую статью на весь разворот подмосковной женщины Веры Кучиной, которая носила тогда звание «Мать-героиня». У нее было 11 детей. И она писала вовсе не хвалебную статью, а наоборот горькую, раздраженную, можно сказать гневную статью о судьбе «Матери-героине». Ей было 38 лет. В 38 лет у нее было 11 детей.

Вот она писала о том, что о матерях-героинях говорят ложь. На самом деле государство почти ими не занимается, окружение их называет «рожающие машины» или цыганами. Она писала, что, когда они покупают десять килограммов картошки или 5 килограммов сосисок в магазине, их обвиняют в спекуляции, не понимая, что на такую семью столько надо. Мне показалось, что здесь есть повод для лирической тёплой комедии. Я написал ей письмо, попросил встретиться, рассказать, может быть сделать фильм. Она мне ответила также гневно, а может быть еще более гневно, чем в той статье, что нечего фильм делать, лучше помогите материально. Вот такой вот был ответ. В общем закрылась тема.

Не знаю, что меня подтолкнула, но я почувствовал все-таки что-то человеческое, теплое в этом месте. И я пошел в исполком, попросил встречи с районными матерями-героинями. И мне устроили встречу совсем с другими женщинами — им было 50-60 лет, они уже вырастили детей, и поэтому они рассказывали о своих семьях и о своих детях только веселое, радостное, теплое. Даже про эвакуацию. Представляете эвакуацию? Это Урал, жизнь в теплушках, 10 детей, ужас. И они на минуту слёзы роняли. Но только на минуту или две, а потом начинали смеяться. Даже у кого-то на станции там такой-то пятилетний Мишка убежал за кипятком и потерялся, всем поездом его искали, а он сидел под лавкой.  

Я их подвигал к мрачным, суровым историям жизни, а они вспоминали только хорошее. И тогда я понял, что есть возможность сделать какую-то теплую историю.

Вот так с этого началось. Дальше я написал режиссёру Юрию Павловичу Егорову. Он получил приз на конкурсе. И фильм был снят.

Наталья Карпович:

— Действительно, сколько бы не прошло лет, мы с вами говорим о тех же вопросах, о тех же проблемах, о тех же традициях.

 

Знаки

Аркадий Яковлевич Инин:

— У меня был старший сын, ему было 15 лет к тому времени. И совершенно ничего мы не планировали. Я написал у нас «Однажды 20 лет спустя», и вдруг у меня родился второй сын. Потом я написал фильм «Отцы и деды», и мой 18-летний старший сын сделал меня дедом. Тоже так совершенно неожиданно.

Марина Яковлева, исполнительница роди старшей дочери Наташи:

— И этот фильм как золотой билет что ли. Знак для меня лично — моя родная бабушка Анастасия Копылова была матерью-героиней. У нее было  10 детей  и четыре ордена, и она этим очень гордилась и была очень уважаемым человеком в своем селе на берегу Байкала. Она имела четыре класса образования, но была депутатом местного совета и в общем была очень уважаемым человеком.

 

Кина не будет

Аркадий Яковлевич Инин:

— Про продолжение. Нет, дорогие друзья. Я могу разговаривать на эту тему часами, но коротко, значит, когда мне говорят: «Вот почему ты не напишешь продолжение «Однажды 20 лет спустя»? Или почему ты не напишешь продолжение «Одиноким предоставляется общежитие»?». А потому, что сегодня аудитория наших, не наших, любых кинотеатров в мире — это люди 17-23 лет. Я имею в виду аудиторию, которая делает кассу. И нафига, мягко говоря, этим 17- и 23-летним ребятам истории этой мамы-героини с ее проблемами или история этой 40-летней свахи, которая ищет для своих подруг женихов? Они не выдерживают и 10 секунд разговора! Им нужен экшн. Если никто не выстрелил, не убил или не поцеловал предположим или хотя бы как минимум не изнасиловал кого-нибудь, то это они сидят и терпят. А потом они убегают ест попкорн и так далее. Никого не обвиняю — это во всем мире происходит так, поэтому увы.

Ольга Гобзева:

— Можно возразить вам? Все-таки я общаюсь с молодёжью, мы делаем такие замечательные совместные проекты.

 

Марина Яковлева:

— Наше поколение пусть в кинотеатрах не делает касс, но там и не показывают эти фильмы.  А по телевизору они смотрят этот фильм, и любят его, и знают, и ценят.

Аркадий Яковлевич Инин:

— На самом деле продолжение есть. Героиня Наташи Гундаревой родила 11 ребенка — девочку. И эта девочка через 20 лет повторяет подвиг матери, то есть она тоже становится матерью-героиней. Картина называется «Мама Люба». В ней сегодняшняя жизнь, несоветская. Там деда играет потрясающий артист Серёжа Никоненко. Вот вышел фильм, но вы же никто даже не заметили! Хорошая, добрая, милая картина, но она уже сегодня не нужна. Ну что поделать? Кто хочет, посмотрите. Там четыре серии.

 

 Кино = рождаемость?

Аркадий Яковлевич Инин:

— Никакого влияния  нет на повышение рождаемости. Никакого. Рожают совсем по другим поводам. И по невозможности расстаться друг с другом. По желанию вообще продолжения жизни. Здесь абсолютно нелитературно-художественные мотив мне кажется

Марина Яковлева:

— Ну там есть гениальная потрясающая сцена, которая меня  просто перевернула. Я как зритель, как актриса, смотрю и не перестаю удивляться, как он признаётся ей в любви. И вот это стимул рожать детей, рожать в любви и радости. Ну вот как подстегнуть? Ну вот этот фильм наш даёт ответ — любовь. Любите друг друга.

Ольга Гобзева:

— Да, Мариночка. Вы абсолютно правы. Самое важное в жизни, кино, в театре и просто где угодно — это- любовь. Но надо еще уметь любить. Надо обращать внимание своих подрастающих детей на воспитание чувств, чтобы не было  грубости в отношениях, чтобы несколько поэтизировать что ли чувства, чтобы они не свалились  к каким-то таким сценам. Они дальше будут тоже людьми, умеющими любить так, как умел любить герой Проскурина.

Наталья Карпович:

Нам действительно очень нужно это кино. Не просто нужно, оно необходимо нам, чтобы и мы помнили и знали, чтобы мы чувствовали себя нужными и любимыми. Особенно, когда мы получаем это тепло и любовь за тот труд, который каждый день делаем, ничего не ожидая взамен. Мы точно знаем, что самая большая ценность — это наша семья. И у каждого есть своя семейная история «Однажды 20 лет спустя».

Благодарим Алину и Алексея Беларёвых за помощь в организации встречи

Фото – Михаил Сазонов 

Комментариев нет

Оставить комментарий

два × два =