Как становятся «японой мамой». Нужно ли наказывать ребёнка шлепками?

Как становятся «японой мамой». Нужно ли наказывать ребёнка шлепками?

Умиляюсь, глядя на родителей, которые уверяют, что сила в воспитании детей – это излишний инструмент. Что шлёпать детей за серьёзные проступки означает признать свою слабость. И что если дать подзатыльник за отказ сделать домашнее задание, то родитель добьётся противоположного результата и всё в таком вот духе. И вообще, сказала мне тут одна рьяная мамаша, в Японии вообще разрешают детям всё что угодно до пяти лет. Мол, если хочет мелюзга взять со стола банку и вылить на пол варенье, то ни в коем случае нельзя ему этого запрещать. А то и вовсе одобрительно покивать головой на это безобразие и вздыхая пойти за тряпкой чтобы наплевать на свои планы на ближайший час и начать мыть кухню.

Ну, во-первых, если уж мы так любим ссылать на разные зарубежные опыты, то в Японии, безусловно, этот опыт существует. Там реально детей приравнивают к божественным созданиями позволяют им всё что угодно, не кричат, не бьют и действительно идут за тряпками.

Но! Даже там мамы приглядывают за ними и не разрешают совершать совсем уж безумные вещи: например, бить другого ребенка или дергать за усы обыкновенного японского тигра.

Логика простая: все проблемы нужно объяснять. Для того, чтобы стать сильным и умным, нужно есть рыбу и овощи. Что если не хочешь получить по голове больно, то и сам не должен никому причинять физическую боль другим.

Главное, в представлении японских родителей, – суметь научить ребёнка различать эмоции. Эмоции, понимаете? А у нас разве есть такая предустановка в родительских программах?

Или, скажем, воспитатели в японских яслях говорят детишкам: бегайте быстрее и кричите громче! А представляете, если наш воспитатель вдруг такое разрешит нашим малышам? Вот и я не представляю…

Поэтому понимаю, что у японских детей нет проблем с самооценкой, а у нас ребёнок к пяти годам вообще не понимает что, зачем и почему, поскольку везде слышит самое главное слово «нельзя».

Но мы ведь с вами с чего начали? Шлёпать или не шлёпать. Я сразу скажу: я шлёпаю. Потому что моих детей в садике воспитывают такие же тёти Вали, как и в ваших. И до Японии нам очень сильно далеко. Пока вы набираете воздух в лёгкие, я объясню быстренько, почему у меня такой метод воспитания.

Смотрите. В той же Японии после 5 лет у детей начинается полный жесткач. Их попросту начинают ломать, поскольку там на шестом году жизни гражданин становится частью группы, частью общества, частью толпы, если хотите…. Их начинают жёстко подчинять общественному единению, группе, её законам. И таким образом ребёнок, плавно перетекающий в подростка, учится быть частью коллектива и понимать, что такое ответственность за себя и за других. Отсюда – подходим к главному! – в Японии практически нулевое количество разводов, если вы не знали. Да, друзья: в стране восходящего солнца 6 разводов на 1000 существующих браков. Понимаете, откуда растут ноги у такой отличной статистики? Правильно, из самого детства. Из того, которое у японских детей в 5 лет полностью заканчивается, и в 6 малыши (да уж какие там малыши!) уже постигают взросление. Поэтому ещё раз: в Японии нет смысла шлёпать детей за плохое поведение или невыученные уроки. Они просто не знают в свои 8, 10 или 12 лет, что такое несделанные уроки или плохое поведение. Они умеют отвечать за себя.

А наши дети не умеют. И не хотят. Потому что мы с вами их этому не учим. Потому что мы считаем, что «да он уже взрослый, сам понимает, что к чему» или «ты разве не знаешь, что врать нехорошо?».

Так мы говорим нашим детям, совершенно не отдавая себе отчет в том, становится ли наш полуподросток полноценным членом общества, понимая принципы его функционирования и начинён ли его мозг необходимым функционалом? Другими словами, чтобы было еще проще, мы вовсе не стремимся вылепить из пятилетнего дитя часть групповой композиции под названием общество. Мы считаем, что крик или затрещина за непомытую посуду или шлепок по пятой точке за позднее возвращение домой с прогулки ситуацию тут же исправили и ребёнок всё понял, в следующий раз не повторит.

Повторит, конечно.

Это просто мы свою слабость так проявляем. Потому что нас так воспитывали. Потому что всю эту многовековую машину не сломать никакими экивоками в сторону восточных стран.

Но вот упрямо твердить о том, что я детей не бью, потому что в Японии не бьют, это какая-то глупость, простите уж за прямоту. Получается, что родитель в данном случае и не имеет представления об истинном смысле «японской детской вседозволенности», и не понимает смыл чисто русского силового наказания за детские проступки. И идёт тупо напролом, по наитию, не задумываясь особо о том, кем вырастет её ребенок при русской подделке японского традиционного воспитания, ни о том, какой она сама является матерью. Этакая «япона мама», честное слово.

Но мы же все хотим быть правильными, любящими, строгими, но «по делу», папами и мамами, не так ли? А значит традиционность нашего, русского воспитания поддаётся простой формуле: бойся делать плохие поступки, будь хорошим человеком.

Нет, дать лёгкий шлепок за серьёзный проступок (например, замахнулся на маму или подвергает себя опасности, упрямо рвётся поиграть у автомагистрали) вполне можно. Но только лишь такой, который отрезвит, даст понять ребёнку, что есть силовой метод воспитания на крайний случай. Но только лишь ДАТЬ ПОНЯТЬ.

Но мы же лёгких путей не ищем, мы же идём по пути наименьших затрат. Ведь дать затрещину или шлёпнуть гораздо легче и проще, чем долго и упорно что-то объяснять. «Он уже большой, должен понимать», – кричим мы в сторону пятилетнего орущего сына, машем рукой и понимаем, что будем и дальше его бить, до тех пор, пока законом не запретят шлепки.

Мы не можем признать, что наши дети – равноправные члены нашего общества. А если шлепки запретят законом (ну, представьте, что такое вдруг случилось!) это ж надо будет относится к детям, как в равным. И что тогда? На ком вымещать свою злобу? То-то и оно! Так что давайте-ка перестанем быть трусами, давайте хотя бы на йоту приблизимся к тому, что мы называем «воспитанием по-японски», но при этом признаем, что всю традицию русского воспитания розгами (привет дедушке Алексея Пешкова!) уже давно пора не только переосмыслить, но и заложить под нее фундамент будущего нашего общества. Произойти быстро это не может. Но если все вместе постараемся, то обязательно произойдёт.  

Автор: Дмитрий Чернов

 

Комментариев нет

Извините, возможность комментирования в данный момент не доступна