Журнал и дневник: электронный VS бумажный

Журнал и дневник: электронный VS бумажный

«Детей не надо расстраивать оценками»

Для меня школьные оценки – это, в первую очередь, обратная связь от учителя ученику, причем даваемая в момент оценки знаний. Ответил у доски – 5 тебе в дневник. Плохо выучил стихотворение – «Неси дневник, 3». И давать оценку должна именно «Марь Иванна», а не родная мать, открыв вечером свой телефон. И уж тем более не в конце недели, когда вообще уже не помнишь был ли понедельник на этой неделе, а не то, за что тогда 3 поставили.

Я не хочу быть приложением к домашнему заданию в моем телефоне. Это чья ответственность: ребенка или матери? Я не хочу ради чтения ребенком заданного домашнего задания давать ему смартфон в начальной школе.

На мой взгляд, для ведения расписания уроков, записи домашнего задания и выставления оценок есть такая штука как бумажный дневник. Он даже нейро-что-то там тренирует, когда пишет рукой, утверждают психологи.

В конце концов, если дневника нет, то как учителям произносить коронную фразу: «А голову ты дома не забыл?»

Спрашиваю четвероклассников соседней школы: «А какие у вас оценки?». «А мы не знаем», – говорят они. Их бабушка поясняет: «Учителя не расстраивают детей оценками. Мы оценки смотрим в электронном дневнике, а дети их сами не знают».

Школа, бывшая гимназия, считается сильной. Аж репетиторы с первого класса нужны.

 

«Какая разница: электронный или бумажный дневники, оценки-то в четверти выводятся одинаково!»

Не одинаково. Принципиальная разница: наличие в электронной балльной системе весовых коэффициентов:

  • ответ у доски – весовой коэффициент 1
  • тематическая контрольная – весовой коэффициент 2
  • независимая внешняя оценка образовательных результатов, олимпиада, конференция, конкурс – весовой коэффициент 3[1].

То есть если вызывали ребенка трижды к доске поставили: 5, 5, 5. Контрольную он дважды написал на 4.

В четверти ему поставят:

  • 5 в случае бумажного дневника: (5 + 5 + 5 + 4 + 4 )/4 = 4,6. Всё, что от 4,5 до 5 дает в четверти 5.
  • 4 в случае электронного дневника: (5 + 5 + 5 + 4*2 + 4*2) / 7 = 4,4 – в четверти 4. В этом случае рачительные родители в дневное, внеучебное время заходят от имени ученика в его профиль и делают за него цифровые домашние задания[2], чтобы набрать еще пятерок.

А если это была какая-то особенная проверка знаний, то и при всех остальных пятерках в четверти можно из-за одной 4 получить четверку.

Если школа предлагает одновременное ведение и электронного, и бумажного дневников (для младшеклассников так делают иногда), то начисление оценок всё равно идет по электронной системе!

Спрашивается: мы играем с системой в игру «найди баг и используй его в свое благо» или даем детям объективную обратную связь сообразно усвоенному ими учебному материалу? Мы их знаниями наполняем или фичами как взломать электронный алгоритм?

Случай в Чертаново: начальная школа, девочка – отличница. Корпит над каждым домашним заданием, качественно отвечает у доски, пишет регулярные контрольные на пятерки. И тут вдруг контрольная городского уровня (или олимпиада, или что-то вроде этого). В ней есть задачи вне школьной программы (не успели еще в школе пройти). Девочка пишет её на 4. Электронный расчет оценок показал, что пятерки в четверти из-за одной этой работы (которую, кстати, весь класс написал плохо) не будет. И пришлось маме говорить с учителем, а учителю разговаривать внутри учебной организации, чтобы так ребенка не демотивировали.

В порядке размышления: а ведь письмо от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»  давало возможность образовательному учреждению самостоятельно выбирать системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной (пункт 3) и не использовать весовые коэффициенты для отметок.

 

«В электронном дневнике гарантированно написано полное домашнее задание»

Да. Но не всегда своевременно. Исключая тему сбоя в системе, это всецело зависит от возможностей/ самодисциплины учителя. Низкий поклон тем, кто дает задания в момент выхода ребенка из школы. Тогда есть возможность оценить степень катастрофы и закончить их делать не в полночь.

Читайте положение своей школы. Иногда там пишут, что домашнее задание (ДЗ) должно появляться в электронном журнале «в течение текущего рабочего дня после окончания занятий в классе (до 16:00 текущего дня)», иногда, что «если до 18:00 домашнего задания нет, то надо известить учителя. При отсутствии задания считается, что ничего не задано».

Сразу контраргумент родителям младшеклассников, что дети якобы долго будут переписывать ДЗ с доски. В наше время были сокращения: с.4, у.5 = страница 4, упражнение 5.

Зато они быстро осознают ценность внимательного переписывания с доски: не дописал, неправильно переписал – получи негативные последствия. После такого промаха внимательность не только появится, но и закрепится в навыках.

«Учителям младшей школы дано указание выставлять оценки в электронный журнал оперативно. Но да, в средней школе их выставляют с запозданием на несколько дней, такая проблема есть», — поясняет руководство другой школы, не гимназии.

 

«Это в базе МВД может что-то пропасть, а в школе архив данных хранится на сервере»

Теперь коснемся сохранности заработанных оценок и отметок о посещении. Есть сбои электричества, атаки на сервера, взлом своих дневников самими школьниками, сбои и потери данных без злых намерений.

В Положении нашей школы написано, что ученик должен нести персональную ответственность за сохранность своих реквизитов доступа к системе электронного журнала/ электронного дневника (логин и пароль); он должен категорически исключить самостоятельную смену реквизитов доступа к системе электронного дневника. И родители ученика тоже обязаны нести персональную ответственность за сохранность своих реквизитов доступа к системе электронного журнала/ электронного дневника (логин и пароль).

И не совсем понятно, кто несет ответственность[3] за хранение данных. А делать это надо 11 учебных лет, плюс хранить еще несколько десятилетий в архиве.

Сюжеты из жизни: в электронной базе МВД под номером вашего паспорта может числиться другой человек, а данные о посещаемости школы за прошедший период не сохранятся.

Комментарий представителя школы: «так в МВД – “база”, а у нас “архив данных”, который мы храним на специальном сервере».

Делаем вывод: даже если вы «электронизировались», периодически приходите в школу, заверяйте выписки сведений из электронного журнала по примеру ежегодной сверки о том, что у вас нет задолженности по квартплате.

Опять же, будет основание спросить у школы, откуда внезапно взялись промежуточные оценки, которых раньше не стояло.

Знакомая пришла в официальное учреждение, служащий проверил паспорт по базе, предоставляемой учреждению МВД, и отказал в оказании услуг, т.к. в базе МВД под номером данного паспорта был указан другой человек. Пришлось знакомой записываться в МФЦ на прием в паспортный стол и подавать заявление на актуализацию данных в базе МВД. Через 10 дней электронная запись в базе МВД стала соответствовать её паспорту. В напутствие сотрудники сказали, что это рядовой случай: «сбой данных базы МВД часто бывает».

Другой знакомой в медицинских документах по ошибке зафиксировали, что в определенный период ее ребенок лежал в больнице. А он в это время в школу ходил.

Обратились родители к школе, хотели выписку о посещаемости сделать, а электронных данных-то и нет. Не сохранились. Теперь то, что ребенок в больнице не лежал, недоказуемо. А речь идет о психдиспансере, на минутку. Разве что родителям остается запрашивать данные камер подъезда и школьного двора за тот период. Но они тоже не сохранились.

 

«Ты что! Только в МЭШ есть информация…»

Еще в августе, перед поступлением в первый класс, учитель рекомендовал зарегистрироваться в бесплатном школьном кружке «Москва музейная» (это чтобы класс на экскурсии ходил). Я использовала услугу на mos.ru и четко помню, как без нажатия на кнопку «найти ребенка в МЭШ» (или чего-то подобного) закончить запись в кружок я не могла. А вот когда я её нажала, всё заработало. Больше подобной кнопки не возникает. Привязка была нужна единственный раз.

В связи с этим провести чистый эксперимент: для чего МЭШ нужен, а для чего нет, я на себе не могу. Обращаюсь в службу техподдержки mos.ru, читаю нормативные документы.

Итак, тесты МЦКО в виде онлайн тренажеров есть не только в МЭШ (бывалые мамы говорят, что они в МЭШ представлены), но и на их собственном сайте. Образцы и описания всероссийских проверочных работ (ВПР) для проведения ВПР[4] в 2025 году есть на собственном сайте ФИОКО. Там же, кстати, и все отчеты о воспитательном потенциале школы, национальном исследовании качества образования и компетенциях учителей.

А вот услуги «Заказ питания», «Контроль посещения школы», «Запись в школьный кружок» на mos.ru, со слов техподдержки, действительно привязаны к аккаунту МЭШ и если бы я в августе не нажала кнопку «найти ребенка в МЭШ», то не смогла бы их использовать.

Тем не менее, само приложение/сайт МЭШ я пока не использую. Чтобы заказать питание на mos.ru я прочитала инструкцию к карте Москвёнок (она была выдана ребенку в первый учебный день потому, что считалось, что ребенок будет включен в электронизацию), заполняем приложение, передаем распечатку через ребенка учителю (пояснений никаких не надо) и через день у вас есть доступ к услуге «Посещение и питание». Питание заказывают за 3 дня, отменяют не позднее, чем за два полных дня. Приход/уход из школы там тоже виден. И уведомление на телефон тоже можно послать.

На вопрос «Если я напишу отказ от использования персональных данных ребенка в МЭШ, смогу ли я через mos.ru записать его в кружок, организуемый учителем для класса[5]» техподдержка mos.ru пока не ответила. Только четыре раза переспросила формулировку вопроса. Но мамы, которые переходили на бумажные дневники с журналами подсказывают, что в этом случае электронной услугой на mos.ru воспользоваться будет нельзя, записываться нужно будет через заявление в школу на бумаге. По логике, в остальные кружки, не привязанные к конкретному классу конкретной школы, должно получаться записаться через mos.ru. Но я еще жду их официальный ответ.

 

«Больше бумажных дневников и журналов не существует»

Инструкция о ведении школьной документации от 27 декабря 1974 г. N 167 была признана утратившей силу в 2013 году, поэтому, согласно письму от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» все школы ринулись в цифровизацию.

Чтобы узнать, ведутся ли бумажные журналы конкретно в вашей школе, заходим на сайт sch номер .mskobr.ru: О нас – Общая информация – раздел «Сведения об образовательной организации» –  Документы.

И тут весь перечень документов. И про школьную форму, и про дни каникул, и про электронные / бумажные дневники с журналами.

Если бумажной формы нет, а хочется, обращаемся к ст. 9 ФЗ «О персональных данных «№152-ФЗ от 27.06.2006, где обрабатывать персональные данные возможно только с согласия субъекта данных, а для несовершеннолетних – с согласия родителей.

То есть, если родители не подали/отозвали заявление на ведение учета успеваемости и посещаемости в электронном формате, и не дали/ отозвали согласие на автоматизированную обработку персональных данных, то для этих учеников (а также для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам, не предусматривающим выставление отметок), должны вестись бумажный журнал и дневник.

Электронный журнал (электронный дневник) – это комплекс программных и технических средств, включающий базу данных и средств доступа к ней через сеть Интернет, созданных в системе МРКО и размещенный на сайте dnevnik.mos.ru. Отказ от получения государственной услуги «Электронный дневник» является правом родителей.

 

«Вы ущемляете права своего ребёнка»

Даже не знаю с чего начать: с того, что в случае прохождения учениками электронных тестов в теле программы сторонних организаций, можно сделать распечатки и дать заполнить от руки, или с того, что это задача школы независимо от формы журнала обеспечить ученика тем же объемом знаний и провести контроль усвоения?

В общем, аргумент слабый, в стиле «если вы “вне системы”, вам должно быть неудобно». Произносится школой в расчете на эмоциональное восприятие родителем ситуации.

Всё решаемо. Есть и кроме МЭШ мессенджеры, которыми пользуются и учителя, и ученики. В первом классе ДЗ вообще запрещено давать, поэтому учитель пишет рекомендации по домашним заданиям именно в сторонних мессенджерах, а не в МЭШ.

 

«Вам не надо нести справку из поликлиники»

Что есть, то есть. В случае вызова врача и освобождения от посещения школы знак градусника сразу проставляется в электронном журнале.

И если родители забирают ученика по семейным обстоятельствам с урока, то родитель тоже может поставить своё «Н» с соответствующей пометкой.

С другой стороны, при этой замечательной интеграции всё равно отказ от прививок надо писать в школу. Даже при том, что родитель только что написал их в поликлинике.

 

«Вам учителя не жалко?!»

Да, единственным пострадавшим лицом при отказе от электронного журнала, будет учитель.

Это он будет делать двойную работу: на 27 детей вести электронный журнал и на 1-2 детей – «традиционный (бумажный)».

Тут мы, как родители, должны принять непростое решение, понять, что именно важно. На какой период времени вы принимаете решение (на 11, девять лет или один год учебы)? Сколько раз в год вы будете его записывать в кружки? Будете ли вы заказывать ему горячее питание сразу на всю четверть или каждый день? В каком возрасте ваш ребенок, может ли он осознать систему электронных баллов, понимает ли он риски электронного хранения документов без бумажного дублирования?

Одна моя знакомая, например, считает справедливым весовые коэффициенты. А другая пишет за ребенка цифровые домашние задания, исправляя оценки. При этом живых людей, которые перевели детей на бумажный формат, я тоже знаю. И тех, кто перешёл на семейное образование, учит детей в замечательных образовательных центрах, а в школы приводит их только для аттестации, тоже.

Не учитель, и не мы с вами создаем законы об учете персональных данных, об электронных дневниках, об электронных медицинских картах (кстати, время осеннее, вам проставили отметку о том, что вы сделали прививку от гриппа, в то время как вы ее не делали?), но предполагается, что большинство из нас находит в цифровизации больше плюсов, чем минусов, поэтому по умолчанию нас к ней подключают. Хотя про трудовые книжки, согласитесь, сначала спросили.

Поговорите с учителем по душам. Объясните, что хотите вырастить не «приложение к телефону», а ответственного, мыслящего человека. Что для вас важно, чтобы ребенок своевременно получал обратную связь (оценку) от учителя, понимал объем ДЗ, чтобы ему были понятны принципы получения оценок.

И если решите, оставайтесь в электронной системе. В конце концов, благодаря ей родителям действительно видны оценки детей без стародавней вечерней проверки дневников.

Хотя в Положении нашей школы написано, что по приказу директора в течение учебного года доступ в электронный журнал сотрудникам школы, родителям и ученикам может быть ограничен вплоть до закрытия. Как говорится, не забывайте сохраняться…

 

[1] Здесь дано на примере конкретной школы. Вы смотрите соответствие веса отметок в электронном журнале форм контроля в «Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» на сайте своей школы.
Кстати, из него же можно узнать о таких формах контроля успеваемости как полилог, списывание и осложненное списывание.
[2] Цифровые домашние задания — это задание для самостоятельной работы во внеурочное время (то есть их делать необязательно) в формате теста с автоматической проверкой из электронной библиотеки (то есть ответы на них автоматически сравниваются с записями из электронной библиотеки, если там опечатка, вам снизят балл).
[3] А тут еще п.2 статьи 5 закона N 63-ФЗ говорит, что при определенных формулировках в договорах логин и пароль – это простая электронная подпись. А статья 26 ГК РФ, п.1 – что дети от 14 до 18 не имеют право совершать сделки без письменного разрешения родителей (про тех, кто младше 14 вообще речи не идет).
Видимо, в другой статье придется глубоко разобраться какую юридическую ответственность мы несем, используя логины с пароли для электронных дневников.
[4] Не может являться обязательной промежуточной аттестацией ученика, т.к. отсутствует в мониторинге Р-127 от 2024 года.
[5] Например, «Москва музейная».
Екатерина Дотошненькая
2 комментария
  • Екатерина
    Размещено 14:55h, 27 сентября Ответить

    Мои знакомые учителя ругаются на МЭШ и были бы рады вернуться к бумажному журналу. МЭШ регулярно глючит, домашние задания “слетают”.
    С другой стороны, у моих детей не все преподаватели готовы сразу в конце урока озвучить домашнее задание, и МЭШ их спасает в ущерб ребёнку.

  • Ольга Максимова
    Размещено 19:35h, 29 сентября Ответить

    Подписываюсь под каждым словом. Я рада, что о глобальной проблеме, “засланной” к нам из-за рубежа пишут открыто. Не понятно в такой системе, кто ещё за развитие страны, а кто за деградацию поколения.
    Я сейчас “выстратваю” С 2 школьниками работу с дневником. И это сложно, если учителя сами не говорят на уроке, что задают. И тем более учителя не поясняют то, что задают.

Оставить комментарий

15 + 10 =