Мой ребенок не может научиться читать, писать и считать

Мой ребенок не может научиться читать, писать и считать

Ничто не предвещало или мы не заметили

Моя дочь родилась на 9 баллов по шкале Апгар, в группу кратковременного пребывания пошла в один год и два месяца, почти ни разу за шесть лет в садике не болела! Шутница, девочка–огонёк, всеобщая любимица.

В подготовительной группе в саду начались занятия: буквы, цифры. Но что-то нам ни буквы, ни цифры не давались, она ужасно держала ручку, писала не по правилам. Я поняла, что в садике только всё испортят – неправильно поставят руку и т.д. Отказались от подготовки к школе в садике. 

Отдали на платную подготовку в ближайшую школу. Ушли через пару месяцев, потому что ребёнок рассказал, что они просто бесятся на занятиях и ничего не пишут.

Со мной ребёнок заниматься категорически отказывался. А папа находил сто тысяч дел, только бы не заниматься. Наняли педагога. 

Сходили на собеседование в школу к учительнице, которая набирала очень сильный класс. Ну а как же? Мама и папа — выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова. Конечно, ребенок должен тоже должен обладать гениальными способностями, считали мы, наивные родители еще первого ребёнка. Но учитель после общения с ребёнком сделала круглые глаза и предложила нам оставить ребёнка в садике еще на год. Удивились, но послушались совета.

Тем более девочка не выговаривала примерно половину букв. Сменили восемь логопедов за три года. Никто нам не мог помочь. Решили еще один год сосредоточиться на произношении.

Школа

Ей было почти восемь лет, когда она пошла в 1 класс. Уроки в 1 классе не задают, поэтому мы, очень занятые работающие родители, об успехах ребенка в школе вообще не волновались.  Тем более появились еще малыши в семье.

Гениальный логопед в школе за три месяца поставила почти все звуки. И мне казалось это грандиозным успехом.

Через полгода, в феврале, наша молодая классная руководитель позвонила мне и спросила, что мы будем делать: ребенок так и не научился ни считать, ни писать, она вообще ни одну букву толком запомнить не смогла.

Учитель первый раз с таким столкнулась в силу небольшого педагогического опыта. Ну я, естественно, тоже не знала, что делать. Хорошо, что в мае знакомые посоветовали обратиться к специалистам.

Поехали в Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ) уже в сентябре.

Фактически мы потеряли год. Ребенок был уже во втором классе. Она не читала и не считала.

ГППЦ есть в каждом районе. Там нам очень быстро и квалифицированно поставили дислексию и дисграфию. Пригласили на специальные занятия.

Дислексия — это нарушение способности к овладению навыками письма и чтения при сохранении общей способности к обучению, дисграфия — нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. 

Дискалькулию нам не поставили, но она очевидно у ребенка была и есть. Это неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Она до сих пор считает на пальцах.

 

ЦПМПК

Но ГППЦ не выдают никаких справок и направлений. Надо ехать на ЦПМПК (Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию).

Чтобы попасть на ЦПМПК, надо пройти несколько кругов ада этапов: посетить несколько врачей в поликлинике (ЛОР, офтальмолог, невролог), попасть к участковому психиатру, взять характеристику из школы, получить направление с номером у педиатра и с этим номером уже на mos.ru записаться в свободное окно.

Я даже знаю одну маму, которой удалось все справки собрать за полтора месяца. Но у нас ушло примерно три месяца. И это при том, что у малышей была няня, а я работала из дома и была более-менее свободна.

Первый раз я записалась без номера и не туда, куда нужно. Нас развернули.

Я переподалась с номером направления, и мы попали в январе.

Нам подтвердили дислексию и дисграфию. Еще через несколько дней мы получили «заключение о создании специальных условий для обучения обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья».

Наша великолепная школьная логопед официально смогла продолжить заниматься с ребёнком. Кроме того, нам назначили еще несколько специалистов. Школа начала их искать. И тут случилась самоизоляция.

Коротко — мы потеряли еще год. Заниматься онлайн с узкими специалистами очень сложно.

Малыши требовали поиграть, старшую «особенную» надо было постоянно включать в zoom, делать с ней упражнения, домашние задания. Мне круглосуточно звонила работа и требовала срочно работать. Я не могла уволиться: нам бы просто было не на что жить и снимать квартиру.

Муж предпочел скрыться в кухне в районе телевизора. Периодически я не выдерживала и просила его взять на себя хотя бы половину детей. Но его хватало только на то, чтобы включить детям планшет и снова спрятаться в районе телевизора.

В четвертом классе мы поняли, что нужны дополнительные специалисты. Надо было снова идти на ЦПМПК.

 

Диагноз

Всё осложнилось тем, что психиатр не дал нам справку, а отправил в «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы», который занимается профилактикой, диагностикой, лечением ментальных нарушений у детей от 1 года и до 18 лет. 

Там тоже очередь. Несколько лет назад она была два месяца. И можно было дозвониться. Сейчас вообще надо быть суперагентом или бот-программой, потому что теперь онлайн-запись. Талоны заканчиваются примерно секунды за две, а потом снова ждать месяц. 

К обследованию в «Сухаревке» надо пройти снова всех врачей (ЛОР, офтальмолог, невролог, получить заключение от поликлиники, подписанное главврачом или замглавврача).

Из «Сухаревки» мы вышли с диагнозом «F». Эта литера в международной классификации болезней обозначает «психические расстройства». Да, и это карточка в психдиспансере.

Но нам усилили команду специалистов — дали дефектолога.

После 4 класса все назначения ЦПМПК перестают действовать, потому что они для начальной школы. И надо снова идти на комиссию — в третий раз.

Мы начали проходить врачей в июле, попали на комиссию в конце декабря. В январе получили заветное заключение. Учителя немного вздохнули с облегчением — без справки они должны были оценивать моего ребёнка на общих основаниях, а там мы редко даже на три вытягивали. 

Сейчас моя дочь перешла в 6 класс. Обычный класс. У неё пять занятий со специалистами в неделю.

Она научилась читать. Но для неё это сложно. Она научилась считать и даже проценты, дроби, и деление в столбик. Но для неё это сложно. Если считать больше 30 минут, она точно начнёт путать умножение с делением.

Она научилась писать. И даже пытается писать рассказы. Правда, печатными буквами, и у неё почти не бывает гласных букв и пробелов. Но рассказы очень интересны. Как и рисунки.

Одна преподаватель ИЗО в местном ДЮЦ, увидев её рисунки, сказала, что ей нужна эта девочка. Моей дочери с трудом даётся классическое художественное образование. Да и в школе нам по ИЗО кое-как натягивают тройку. Но я рассказываю ей про Ван Гога, который, по легенде, продал всего одну картину при жизни. Я знаю, что это не так. Но легенда работает отлично — ребёнок рисует без оглядки на признание. И преподаватель в ДЮЦ её очень поддерживает.

Дочь почти ничего не усваивает в школе. И мы тратим несколько часов вечером, чтобы заново разобрать тему, которая была в школе утром и сделать домашнее задание хотя бы по двум предметам.

Она никак не может запомнить, чем «из-за» отличается «из-под», скорость поезда от площади квадрата, чем древние египтяне отличаются от австралопитеков. Но до 12 уровня игры «Катамино» она доходит за 30 минут.

При этом у неё сохранен интеллект. Она любит слушать аудиокниги и так искромётно шутит, что мои 40-50-летние друзья восхищаются и немного завидуют скорости её реакции. Никто не верит, что у неё есть трудности в обучении.

Мне, маме, приходится, прилагать вдвое больше усилий, чтобы дочь не чувствовала себя ущербной. И за себя, и за папу. Папа девочки диагноз не принял. Это частично стало причиной распада брака. Он считает, что дислексия — это всё выдумки врачей, которых я, мать, зачем-то подкупила.

Теперь папа, изредка появляясь в жизни детей, не упускает случая потребовать от дочери не лениться, читать со скоростью 100 слов в минуту, не рисовать всякую хрень и быть как все «нормальные» дети.

Благодарности

Выражаю огромную благодарность воспитателям, логопедам и заведующей в садике. Они дали столько любви ребенку, сколько я не смогла бы дать даже с одним ребёнком.

Огромная благодарность завучу, учителям, логопеду, психологу и другим специалистам в школе. Столько мудрого терпения, столько поддержки, столько помощи я даже не могла ожидать.

Сад и школу не указываю. Я им просто вышлю эту статью. 

Спасибо сотрудникам ППЦ и ЦПМПК. Я честно не понимаю, как с таким объемом работы они справляются и остаются такими радушными ко всем родителям, которые часто измучены и очень эмоциональны. 

Огромное спасибо Ассоциации дислексии России (https://disleksiya.net). Они проводят и бесплатную онлайн–диагностику для детей с дислексией, дисграфией, дискалькулией и другими трудностями в обучении. И логопед может бесплатно проконсультировать, и нейропсихолог.

У них же можно понять, как примерно видит текст ребенок-дислектик https://dyslexiarf.com/proekty/kak-vidiat-liudi-s-disleksiei

Спасибо онлайн-платформе для обучения чтению и коррекции дислексии https://slogy.ru. Благодаря ежедневным пятиминуткам на slogy.ru дочь научилась читать. Первые 30 занятий бесплатно. У нас первые успехи начались через два месяца, но мы продолжили заниматься почти год с перерывами на каникулы.

Большое спасибо платформе www.novakid.ru. Это короткие уроки с носителем английского. Учителя не меняем: она знает об особенностях девочки. Педагог даже начала учить русский язык, чтобы было комфортнее ребенку. Иногда я слышу, как она поёт. Пение отлично помогает, кстати.  Когда курс закончился, я попросила начать его заново, но мне поддержка написала, что их методисты для моей дочери разработали специальный курс на два месяца. Ну такого особо отношения я вообще не ожидала. Занимаемся.

Правда, мой ребенок только с учителем novakid говорит на английском, а в школе делает круглые глаза и ничего не понимает.

Спасибо индийским режиссерам Аамир Кхан и Амол Гуптэ за фильм «Звёздочки на земле» о мальчике с дислексией. Это фильм должен быть обязательным к просмотру всем педагогам и родителям.

Спасибо всем тем, кто пишут, что дислектиками и дисграфиками были Пётр Первый, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Эрнст Хемингуэй и другие. Не проверяю, конечно, насколько эта информация соответствует действительности. Мне нравится думать, что мй рбнк в хршй кмпнии.

 

 

Наталья А. 

 

 

8 комментариев
  • Наталия
    Размещено 10:20h, 07 августа Ответить

    Маме сил, терпения и не падать духом.
    Ребёнку справится с трудностями и шагать уверено по жизни.
    Нам всем быть лояльными и понимающими. Мы все разные….Надо быть терпимее и добрее друг у другу.

  • Евгения
    Размещено 11:04h, 07 августа Ответить

    Прочитала статью. Вы большая молодец, что признали проблему и стали ее решать. К сожалению многие родители , как и Ваш муж, этого не делают. Чем усложняют и без того сложное положение ребенка..

  • Анна
    Размещено 13:59h, 08 августа Ответить

    Благодарю за вашу силу и смелость рассказать свою историю, стать огромным примером для всех. Дай Бог Вам сил, любви, гибкости ко всем ситуациям и здоровья! Вы открыты и мир открывается Вам) И пусть в Вашей жизни все складывается самым оптимальным образом для Вас и вашей дочери!

  • Анастасия
    Размещено 23:36h, 08 августа Ответить

    Вы самая замечательная Мама на свете! Храни Вас Бог!

  • Эльвира
    Размещено 23:24h, 14 августа Ответить

    Вы, человек-пример для многих семей. Спасибо вам за терпение, силы. У вашей дочери все будет хорошо, у талантливых людей свои особенности. Будьте счастливы

  • Олеся
    Размещено 15:51h, 13 декабря Ответить

    У моего сына те же проблемы, хоть и занимается с логопедом, психологом в школе

  • Наталья
    Размещено 18:00h, 23 января Ответить

    Спасибо большое за статью! Когда впервые сталкиваешься с такой проблемой ,хорошо, что есть кто-то, кто прошел этот путь и подсказывает тебе правильное направление.

  • Екатерина
    Размещено 22:11h, 04 марта Ответить

    Ух у вас терпения море. Я срываюсь, задыхаюсь.. Мне не хватило духа прорваться систему образования и медицины-мы уехали в другую страну и нашли альтернативу в мягком образовательном процессе. Мне кажеться, что таких детей надо обучать другим навыкам-творчеству, рукоделию, художеству-то на чем можго будет зарабатывать. У нас тоже педагог в ИЗО просто была без ума от сына..не хотела отпускать, когда мы уезжали.. Это очень сложно, когда есть ещё дети поменьше..
    Я докапалась до одной истины, что там проблемы с мозгом и остеопатия решает их частично.. там мы смогли научиться считать..

Оставить комментарий

один + четыре =