Семейный детский сад: мама дома на работе

Семейный детский сад: мама дома на работе

Евгения Парусова и Павел Потапов воспитывают 11 детей. Обоим по 44 года. Они познакомились в 2005 году, в том же году расписались. В 2006 году в семье родился первый ребёнок.  Сейчас старшему 18 лет, а младшей два года.

С 2018 года Евгения работает воспитателем семейного детского сада (СДС).

Семейный детский сад можно открыть у себя дома многодетным родителям, если есть трое и более дошкольников. При этом родители ― мама или даже папа ― могут быть воспитателем или помощником воспитателя, получать зарплату, накапливать трудовой стаж.

Евгения рассказала о своём опыте открытия семейного детского сада, о страхах, о нюансах, рассказала, как устроен такой садик изнутри, о его преимуществах для детей и для неё самой.  

― Евгения, как вы стали воспитателем семейного детского сада?

― Моя знакомая, куратор по семейным детским садам в другом округе Москвы, давно меня агитировала. Но я всё не решалась.

И площадь квартиры была маленькая: у нас было всего две комнаты.

Мне никто не говорил, что не дадут открыть СДС, но предупреждали, что будут трудности, потому что надо выделить хотя бы одну комнату, которая будет группой детского сада с необходимой предметно-пространственной средой: игрушками, спальными местами, столом и стульями для занятий. Чтобы не получилось так, что школьники вернулись домой в обед и тут же в этой же комнате раздеваются, делают уроки или еще что-то пока у малышей сон.

Когда мы жили в двушке, у нас было семь детей. Устройство отдельной комнаты казалось нереальным. Но «нет» никто не говорил.

После того, как мы переехали в трёхкомнатную квартиру, появилась одна комната, которую можно было бы оборудовать. Но и тогда я сомневалась.

― Не было бы счастья, да несчастье помогло?

― Точно. У меня даже уже был диплом о переобучении. Но я боялась. Мы переехали и пришли зачислять детей в обычный садик на комиссию по комплектованию. А нам говорят, что мест нет, многодетных очень много, и даже наши семеро детей ―это не привилегия.

Мне предложили место в саду, до которого надо ехать на автобусе, а автобусы ходили редко. К тому же у меня тогда были груднички.

А когда в комиссии узнали, что у меня ещё есть и нужное образование, предложили открыть семейный детский сад. Это был конец августа. Я быстро съездила на старую работу, забрала трудовую книжку. Так как недавно я была на практике в саду, то у меня все документы были собраны. В том числе и санитарная книжка была готова. Чуть ли не 30 августа меня быстро оформили. И 31 августа 2018 года я уже вышла на работу в своей квартире в свой семейный детский сад.  Садик мне помогал: приходили специалисты – методист, воспитатель и психолог ― помогали наладить работу детского сада, организовать предметно-пространственную среду, помогли с методическим материалом.

Основная образовательная программа у нас «От рождения до школы», как и в саду.

― Как проверяли квартиру, чтобы разрешить работу СДС? Ведь должны быть прикручены шкафы к стенам, у всех должны быть спальные места, промаркированы стульчики и шкафчики. Есть «страшные истории», что комиссии двигают диваны и проверяют пыль под ними.

― Мы только переехали. Квартира была в идеальном состоянии. Я закупила специальную мебель для детского сада: четырехспальную кровать, которая как комод складывается и раскладывается. Шкафчики для всех детей были, специальные столики, стульчики всё промаркировала специальными наклейками. Все шкафы муж прикрутил к стене — это безопасность для детей не только в саду, но и дома. Закупила постельное белье, по два комплекта на кроватку. Все средства для ухода за сантехникой, порошки, швабры убрала в отдельное недоступное для детей помещение. По рекомендации методиста закупила игрушки, методический материал плакаты для занятий, спортивный инвентарь.

Комиссия из детского сада всё проверяла, насчет пыли не помню. Недочёты устранили тогда и всё.

― Какие-то особые игрушки?

― По возрасту. Например, конструкторы, строительный материал, кукольный театр, машинки, куклы, пирамидки и много других игрушек для развития детей. Большие траты были на методические пособия и всё остальное первые месяцы.

Мне интересно было работать со своими детьми. В методичках и пособиях я столько всего находила.  Тут же всё пробовала на детях. Мне до сих пор интересно!

― Не страшно было?

― Первое время было очень страшно, боялась проверок. Но потом я стала себя спрашивать: а чего я боялась? У меня уже было семеро детей. Я могла бы уже давно открыть садик и получать стаж. Хорошо, что всё так сложилось, что мне помогли открыть СДС.

― Вы должны успеть позаниматься с детьми, погулять, приготовить завтрак, обед и ужин. И всё это должно быть сбалансированное. Как успеть?

― Да, есть специальные технологические карты по питанию. В школе и садике есть меню на 10 и 20 дней. Я эти карты открывала и смотрела. Готовить по ним для меня нелегко. Но я стараюсь придерживаться, чтоб мои дети получали сбалансированное питание. Утром у нас, конечно, каша, бутерброд с маслом и сыром, какао или чай. Второй завтрак — фрукты. На обед ― суп, гарнир, котлетка и компот. А на ужин у нас ― гарнир с подливкой, овощи, запеканка, кефир. В общем всё очень близко к питанию в саду.

А чтобы всё успеть есть расписание занятий, формируется по возрасту ребёнка, СНиПы.

Нужно оставлять суточные пробы. Так делается в обычном саду. Для СДС это, может быть, излишне. Но мы соблюдаем. У меня отдельная полка в холодильнике, где в стерилизованных баночках хранятся пробы: супчик, котлетка, печенька и так далее.

Отдельные разделочные доски по хлеб, мясо, рыбу, фрукты — удобно и в повседневной жизни. Организован питьевой режим. Есть аптечка.

 

― Как у вас организованы занятия по музыке, по физкультуре, с логопедом?

― Дополнительные занятия мои дети могут посещать в садике, при котором числится группа. Но у меня были трудности с расписанием, неудобно было водить. Поэтому я вожу детей на платные занятия вокалом, гимнастику, плавание. К тому же у меня у самой есть в прошлом музыкальная школа. У нас есть фортепиано, и синтезатор. Дети охотно садятся поиграть на них. По крайней мере до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до они точно все знают. В интернете есть песенки. Мы включаем, поём, танцуем.

Физкультуру провожу сама по расписанию, утреннюю зарядку каждый день дома, летом – на улице. У нас есть специальный бубен и не только. Порой старшие дети могут провести занятия.

С логопедом, надеюсь сможем посещать занятия в саду. Это индивидуальные занятия, думаю, сможем договориться о расписании. Но для этого нужно пройти ЦПМПК. Это надо пройти ряд врачей в поликлинике, взять справки у районного психиатра, направление из поликлиники, характеристику из детского сада. Когда у тебя их четверо, а еще есть семеро старших детей, это сложновато.

 

― В обычном садике медсёстры следят за календарём прививок. У вас кто за ним следит?

 ― Мы прикреплены к группе в саду. Медработник нам звонит и напоминает, какие вакцинации и ревакцинации надо сделать. Она предлагает выбрать: прийти к ней или в поликлинику съездить. То же самое и с осмотром врачами. Каждый год в садик приходят врачи проверять деток. Мы тоже стараемся попасть на этот осмотр. Медработник нас помнит, знает. Тут трудностей вообще нет.

Кстати, мама тоже должна проходить всех врачей раз в год. Я прохожу в августе. И все прививки делаю. Например, от гриппа. Всё как положено.

― Мультики сколько дети смотрят? Мне кажется, у меня бы смотрели круглосуточно.

― У нас даже телевизора нет. Есть проектор. Дети 15-20 минут с папой вечером смотрят советские добрый хорошие мультики. Конечно, им хочется побольше. Еще мы включаем на ноутбуке песенки, развивающие занятия. Но всё только в рамках занятий. Много читаем.

― Как часто проверяют СДС? Как часто надо высылать отчеты?

― Отчеты я высылаю каждый день методисту. Это фото и видео, как мы занимались, как гуляли, какие растения посадили и так далее, нашу деятельность. Ещё я составляю план перспективного развития и работы с детьми. Это раз в неделю отправляю. Всё серьёзно, как в детском саду. Всё по методичкам. Но сейчас методички очень удобные. За тебя всё уже составили. Остаётся только даты подставить и заниматься.

Проверки первое время были часто. Но это были больше не проверки, а помощь. Мы много говорили про мебель, освещение, предметно-пространственную среду, чтобы дети полноценно развивались в саду. Я очень благодарна за эту помощь.

Сейчас раз в месяц предупреждают, когда придут. Так, чтобы внезапно пришли, такого нет. Мне на самом деле всё равно. Могут прийти и внезапно. У меня всё в порядке.

Проверок по СанПиН я всегда боялась. Но если размышлять логически, то придраться всегда ко всем можно. И в любом случае сначала будут предписания устранить нарушения.

В целом нет таких проверок, чтобы придраться и закрыть сад. Пока все действуют так, чтобы дети гармонично развивались, и мама была счастлива.

 

― Вы по образованию инженер. Вы сказали, что пришлось переучиваться, чтобы стать воспитателем.

― Да я заранее пошла на курсы профессиональной подготовки. Я училась девять месяцев онлайн. Сейчас такая возможность есть. Это было удобно. Ночами сидела и штудировала материал. Это было очень сложно. Но цель была, и я получила специальность «воспитание детей дошкольного возраста». Я могу работать и в обычном детском саду.

В семейном детском саду можно быть помощником воспитателя. Для этого необязательно проходить обучение. У помощника ниже оклад. Хотя разница не очень большая. Воспитатель полностью занимается детьми: у меня пособия и программы. А помощник – это только погулять, покормить и спать уложить.

Кроме этого, регулярно прохожу курсы повышения квалификации, хотя бы раз в год.

― Обучение что-то дало?

― О, да! В процессе учебы я поняла для себя, что всем родителям неплохо было бы ознакомиться с детской психологией. Мы смотрим на детей, как на взрослых, а они совершенно другие. Мы учимся в автошколе водить машину, а когда рожаем детей, мы воспитываем их методом проб и ошибок. И я, когда училась, поняла, что я со старшими эти ошибки делала просто по незнанию. Сейчас стараюсь многие моменты сглаживать и ошибки не допускать.

На прогулках с детьми больше обращаю внимание на окружающее, рассказываю, объясняю, ведь дети как губка впитывают знания и ещё многого не знают…Всегда с ними говорю, много рассказываю, задаю наводящие вопросы.

― Была еще практика?

― Для завершения курса переподготовки у меня была практика в детском саду. Мне провели экскурсию по всему саду и показали, как он работает. Меня закрепили за опытным воспитателем, и я проводила занятия с детьми, наблюдала за занятиями. До этого я смотрела на садик, как родитель-потребитель. А тут я была потрясена, какой это слаженный механизм, где всё работает как часики. Всё регламентировано: во сколько погулять, во сколько позаниматься, уложить спать, во сколько открыть окна на проветривание. В кухне у всех предметов своё место и назначение. Жесточайшая дисциплина. Я на детский сад стала смотреть совершенно по-другому. Всем родителям показать бы это, тогда они больше уважали бы и ценили труд сотрудников сада.

― Какие плюсы и минусы семейного детского сада?

― Идея открыть семейный детский сад сама по себе очень хорошая. Спасибо большое государству, что есть такая возможность.

Я вижу только плюсы. Есть один маленький минус, он же и плюс, все дети круглосуточно с тобой. Изо дня в день. Иногда хочется отдыха. Но в целом мне ночи, чтобы отдохнуть, хватает. Утром я встаю ― и уже снова полна идей и энергии. Хотя бывают дни, когда кто-то из детей не может заснуть. А в 6:30 хочешь-не хочешь надо вставать и провожать старших в школу, будить и кормить младших и т.д.

Плюсы: дети меньше болеют, я вижу, как они растут, развиваются. В обычный детский сад родители привели и увели ребёнка. После работы у них нет сил поиграть с ребёнком.  Вечером все уставшие. А я целый день с детьми поиграли, погуляли, попели, поели. Вижу их достижения и могу повлиять на них. Для меня это самый большой плюс.

― Ну и доход?

― Конечно! И доход, и стаж! До 2006 года, до рождения первого ребёнка, у меня было постоянное место работы. Потом стали рождаться дети. Я ― из декрета в декрет. Стаж не шел. Уже семь детей, а стаж дают только за четверых детей: всего шесть лет — по полтора на каждого.

Да и если детей пятеро и больше, я могу уйти на пенсию в 50 лет. Но нужен стаж не менее 15 лет. А как мне заработать стаж, если я с детьми дома?

Так что очень хорошо, что у меня идёт педагогический стаж уже пятый год. Есть педагогическая категория ― сейчас третью открыли. В процессе можно на другую категорию подать. У меня отпуск, как у педагога, 42 дня. Полный социальный пакет. И при всём этом я дома со своими детками.

― Вы получаете только зарплату или еще средства на покупку продуктов питания?

― На покупку продуктов мне переводят порядка 130-140 рублей в день на ребёнка до трёх лет и примерно 150-160 рублей на ребёнка от трёх до семи лет. Точно суммы не помню, они каждый год индексируются. Чеки предоставлять не надо. Всё равно всё уходит на детей.

― На какие-то выплаты еще можно рассчитывать?

― Мама, которая работает в семейном детском саду и имеет деток до 1,5 лет, по закону имеет право на пособие по уходу. В договоре есть пункт, что она работает на дому. Именно этот пункт даёт право получать зарплату и пособие. В моём детском саду этого не знали. Я писала в Социальный фонд. И уже с официальным ответом обратилась в бухгалтерию.

За время работы СДС в семье родилось ещё четверо детей. Больничный по беременности и родам не оформляла. Брала несколько дней отгулов на время родов и сразу выходила на работу. У меня была двойня, а потом еще Маша родилась.  Я короткое время получала зарплату и пособие на троих детей. Так у меня доход был почти как у мужа (смеётся).

Новеньких деток можно зачислить в СДС с двух месяцев и получать выплаты на питание.

― Надо ли иметь статус малоимущих?

― У нас нет этого статуса. Мы не проходим по критериям.

― Сколько у вас сейчас детей в СДС?

― Когда я открывала семейный детский сад, у меня было трое деток-дошкольников. Это был 2018 год. Потом родилось еще четверо деток, они также были зачислены в семейный детский сад. Самое больше количество детей было шестеро.

Сейчас трое уже выпустилось из СДС, и пока остаётся четверо моих детей.

― Через два года двойняшки уйдут в первый класс, и у вас останется двое детей в СДС. Можете ли вы взять чужого ребенка в сад и продолжить работать?

― Возможность такая есть. Одного малыша можно взять из другой семьи города Москвы.  Я пока не знаю: может быть, я в обычный детский сад пойду работать воспитателем. Мне предлагали.

― Кто вам помогает? Бабушки-дедушки? Тёти-дяди?

― Бабушки и дедушки у нас далеко. Приходится рассчитывать только на себя. С бабушками и дедушками мы встречаемся по мере возможности. Чаще они к нам приезжают.

― Главный помощник супруг?

― Павел работает с утра до вечера. Но несмотря на это, он вечером может кого-то из детей встретить, подвезти, развести, потому что я с малышами. Павел готовит хорошо. Он очень много помогает. Старшие дети помогают. Дочь, которая сейчас в девятом классе, отводит в школу первоклашку. Третий и четвертый классы идут уже сами.

― У нас самый частый вопрос от читателей: как вы решились на такое количество детей?

― Думаю, самый частый ответ: так получилось. Родился первый мальчик, потом второй через короткое время, потом дочь. И все говорили: «Ну всё отстрелялась, хватит». А у меня раз еще четвёртый и пятый. После пятого я уже расслабилась. Стала острее ощущать счастье от рождения каждого последующего ребёнка. А потом их раз и 11. Конечно, это большой труд: с утра занятия с малышами по программе, потом они ложатся в обед спать, приходят школьники, занимаюсь с ними еще. Я вижу, как растут мои дети, вижу их успехи, могу повлиять на них. Мы неплохо справляемся.

Моя мама всегда говорила, что жалеет меня. А я удивлялась, почему она меня жалеет.  Ведь я так счастливая!

 

P.S. В 2016 году семья начала строить дом с семью комнатами, чтобы у каждого ребёнка была своя комната. Переехали в него уже с 11 детьми. Дом располагается в СНТ в Щербинке. СДС переехал в дом, где места для полноценного развития детей, стало ещё больше.

Комментариев нет

Оставить комментарий

17 − 14 =