УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ – ВСТРЕЧА С Г.П.АКСЁНОВОЙ

УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ – ВСТРЕЧА С Г.П.АКСЁНОВОЙ

На I Съезде многодетных семей города Москвы, прошедшем в апреле 2015 года, Объединение получило более ста записок с вопросами по жилищной политике. Несколько месяцев РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» обрабатывало эти вопросы, пыталась помочь семьям, обратившимся с совершенно разными проблемами.

Однако значительная часть вопросов была посвящена общим вопросам улучшения жилищных условий в Москве.

В связи с этим РОО ОМСМ организовало тематическую встречу. Председатель Комитета по земельным вопросам и жилищной политике Многодетного парламента РОО ОМСМ Галина Петровна Аксёнова, озвучила базовые условия и основания для постановки в очередь.

Приводим ниже основные тезисы.

 

Основания для постановки на очередь

Закон предусматривает следующие основания для постановки семьи на очередь:

Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», статья 8 «Основания для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях»: 

1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учётной нормы;

2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учётной нормы площади жилого помещения;

3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;

4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учётной нормы площади жилого помещения;

6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учётной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).

 

Самым значимым основанием является размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи. Согласно закону №29, статье 9, пункту 3, учётной нормой площади являются 10 квадратных метров и менее.

Учётная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Для коммунальных квартир эта норма составляет 15 квадратных метров (Закон №29, статья 9, пункт 4).

Учётная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

  

Условия для постановки на очередь

Необходимым условием для постановки в очередь на улучшение жилищных условий является гражданство РФ.

Также гражданину необходимо иметь прописку в Москве не менее 10 лет. Временная регистрация не считается.

Заявление подаётся через МФЦ.

Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», статья 7. Условия признания жителей города Москвы     нуждающимися в жилых помещениях: 

Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:

1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;

2) имеют гражданство Российской Федерации;

3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;

4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;

5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.

Однако соблюсти все требования бывает непросто.

Бывает, что в семье появляются новые родственники – невестки, зятья, новый муж – не соответствующие условиям и основанием для постановки на учёт для улучшения жилищных условий.  В таком случае при обращении в органы власти о постановке на учёт надо иметь в виду, что ставят не семью, а жителя столицы.

Ещё одно условие – не совершать за последние пять лет никаких сделок, ведущих к ухудшению жилищных условий: изменение порядка пользования помещением путём сделок, обмен жилыми помещениями, изменение состава семьи, в том числе расторжение брака.

Если же, например, состав семьи изменился, то важно понимать, повлекло ли это за собой ухудшение жилищных условий или нет.

Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», статья 10 «Последствия совершения действий, повлёкших ухудшение жилищных условий», пункт 2 «К действиям, повлёкшим ухудшение жилищных условий, относятся»:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путём совершения сделок;

2) обмен жилыми помещениями;

3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлёкшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

6) выдел доли собственниками жилых помещений;

7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

 

 Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», статья 10 «Последствия совершения действий, повлёкших ухудшение жилищных условий», пункт 3 «Действиями, повлёкшими ухудшение жилищных условий, не являются»:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учёт в городе Москве;

3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;

6) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

В случае, если житель Москвы не является малоимущим, то он имеет право встать или перейти на учёт нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», статья 3, пункт 4:

Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право перейти на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с сохранением даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях при изменении своего имущественного положения, в результате которого отпало условие для постановки их на жилищный учет, указанное в пункте 5 статьи 7 настоящего Закона. При этом граждане имеют право состоять на учете только по одной из указанных категорий. Порядок перехода из одной категории в другую устанавливается Правительством Москвы (часть дополнительно включена с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24).

Жилая и общая площадь

Объяснение понятий жилая и общая площадь есть в законе №29 Москвы.

Однако в законе №29 (глава 1, статья 1, пункты 3 и 4) объяснения очень невразумительные:

3. Площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас.

4. Общая площадь жилого помещения – состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, исключая площади балконов, лоджий, веранд и террас.

В то же время Жилищный кодекс РФ (глава 2, статья 15, пункт 5) содержит только одно определение – общей жилой площади:

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

 

При предоставлении жилья соблюдается норма 18 квадратных метров.

Отстоять своё право на подсчёт общей площади без балконов, лоджий и террас можно через суд, опираясь на определение Жилищного кодекса.

Совокупная площадь

При постановке на учёт и при предоставлении жилья учитывается площадь всех членов семьи, то есть совокупная площадь. Например, если у Вас есть садовый домик, или в наследство от бабушки осталась хатка под Магаданом, или у вашего мужа доля в квартире родителей. Эту площадь будут засчитывать при определении учётной нормы.

Жилищный кодекс РФ, статья 51, пункт 2:

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Ели у вас на десять прописанных человек 30 квадратных метров квартиры и ещё 71 квадратный метров дачного домика, то на очередь вас уже могут и не поставить.

Причём площадь разведённых отцов в совокупную площадь тоже входит. Женщина может развестись, но на детей будет распространяться площадь, которую имеет бывший муж.

При постановке на учёт вы можете не заявить о загородном домике или садовом участке. Однако, когда придёт время предоставить жилье, госорганы обязательно проверят, есть ли у вас какая-то собственность ещё. И тогда можно потерять очередь. С такой проблемой в РОО ОМСМ обращаются многие семьи.

Здесь выходом может быть передача домика, например, родственнику, который не включён в вашу учётное дело. Но при этом передать эту собственность необходимо, чтобы не нарушить пункт 4 статьи 7 закона №29:

4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;

Необходимо помнить, что если сын или дочь получили квартиру по программе «Молодая семья», то их площадь будет засчитываться в совокупную площадь.

Что делать, если в совокупную площадь считают домик в деревне?

Если ваша собственность за пределами Москвы непригодна для постоянного проживания, и это признано межведомственной комиссией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», то при обращении в суд действия органов власти могут быть признаны неправомерными.

Пример постановления суда:

Согласно пункту 4, части 1 стати 8 закона Москвы №29, жители Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы одни из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему закону. Согласно приложению, «благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен». Таким образом, по мнению суда, требование суда о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики о снятии с учёта ХХХ считаем несправедливым. Указываем на обязательство восстановить на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условия с присвоением номера в очереди, который был на момент снятия с очереди.

Оспорить учёт дачного домика в совокупной площади можно даже, если в нем отсутствует хотя бы одно из удобств, указанных в приложении 1 к закону.

Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», статья 8, пункт 1:
4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один 
из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учётной нормы площади жилого помещения;

 

Одна или несколько семей?

Учётная норма, которая позволяет встать на очередь, составляет 10 квадратных метров для отдельных квартир и 15 квадратных метров для коммунальных квартир.

Коммунальными считаются только те квартиры, которые решением власти при заселении являлись коммунальными. Если же семья росла, для детей и их супругов выделялись доли или производились ещё действия, то это вовсе не значит, что в квартире проживают разные семьи. Государство всё равно занесёт всех в одно учётное дело и квартиру дадут тоже как одной семье.

Чтобы считаться отдельными семьями, необходимо через суд доказать, что вы ведёте отдельное хозяйство, и добиться признания статуса отдельной семьи. Суды решают такие вопросы очень быстро и в пользу москвичей.

Новую Москву не ставят на очередь?

Обитателям Новой Москвы не удастся встать на очередь с целью улучшения своих жилищных условий, потому что жители присоединённых территорий не попадают под действие закона №29, а именно под пункт о 10-летнем стаже прописки в Москве.

К сожалению, с этим пока ничего поделать нельзя.

Почему номер в очереди на субсидию меняется в сторону увеличения?

В РОО ОМСМ обращаются многодетные, номер которых в очереди на субсидию для улучшения жилищных условий был 500 и вдруг стал 5 000.

Официальный ответ Департамента госимущества гласит, что причина изменения номера в сторону увеличения – это появление в очереди тех, кто вставал в очередь на квартиру, но решил, что шансов на субсидию больше, чем на жилую площадь. Причем это необязательно многодетные, но и, например, инвалиды.

Действительно, в отличие от квартир, субсидии периодически выделяются. Например, в ноябре-декабре 2014 года были выделены большие средства на субсидии. Есть шанс, что и в 2015 году в конце года будут выделены средства.

 

ПОЧЕМУ НЕ ДАЮТ ЗЕМЛЮ МНОГОДЕТНЫМ МОСКВЫ?

Предоставление земли многодетным РФ предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации».

Причем, если вам дают землю под строительство для решения жилищных вопросов, вам должны ещё и выделить средства на само строительство.

В развитие федерального закона субъект федерации должен принять свой региональный закон. В Москве такого закона пока нет.

Сейчас на очередь для получения земли никого не ставят, и очередь из тех, кто успел встать в предыдущие года, находится без движения.

На запросы многодетных, написанных в Госимущество, пришёл ответ. Вот выдержка из него:

Вместе с тем, любое обязательство государства по бесплатному предоставление земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объёме и реализуемо на практике.

При этом из определения конституционного суда следует, что отсутствие возможности формирования земельного участка для ИЖС в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного города с учётом экологических или иных норм.

В силу специального статуса города федерального значения и статуса столицы РФ по городу Москве, в том числе в соответствии с законом РФ о статусе столицы РФ, на Москву возложены дополнительные по сравнению с другими субъектами РФ функции по использованию имеющегося земельного фонда, в том числе и федерального: для дипломатических представительств иностранных государств, с целью развития транспортной инфраструктуры и других.

Принимая во внимание, что в городе Москве имеется ограниченное количество земельных участков, свободных от прав третьих лиц, <…> мы сообщаем, что таким образом предоставление земельных участков для ИЖС по имеющемуся земельному фонду на территории Москвы, что обусловлено особенностями развития города и не является нарушением прав граждан, в настоящее время не производятся.

Положениями статьи 80 установлено, что предоставление участков для ведения огородничества и садоводства предоставляются гражданам из земель сельхозназначения, в составе которых создаётся фонд перераспределения земель. В Москве таких земель нет.

Одновременно сообщаем, что Москва решает жилищную вопросы многодетных семей. <…> Принимая во внимание ограничения по имеющемуся земельному фонду на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретённому за счёт средств города Москвы для предоставления садовых, огородных или дачных участков, приём новых заявлений на предоставление таких участков в настоящее время не осуществляется в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами.

 

Такая же ситуация с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пункт 2 Указа говорит о бесплатной земле для решения жилищных вопросов для всех, у кого трое и более детей, вне зависимости от того, малоимущая или нет семья: 

2.Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) до июля 2012 г.:

разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе;

Ждём регионального закона.

IMG_5171

На I Съезде многодетных семей города Москвы мы обсуждали многие проблемы и возможные пути решения этих проблем. Мы глубоко признательны всем, кто принял участие в обсуждении и прислал свои предложения.

Все ваши идеи, советы и рекомендации мы учли и направили письма в Мосгордуму, в профильные министерства и ведомства, в другие инстанции.

Благодаря активным многодетным семьям, которые приняли участие в обсуждении вопросов жилищной политики, благодаря тем обращениям, которые поступают в РОО ОМСМ, нам удалось глубоко проанализировать ситуацию в Москве и выйти на органы законодательной и исполнительной власти с детальными предложениями.

Наши идеи получили отклик, власть нас слышит. Надеемся, в ближайшее время на конструктивный диалог и масштабное решение жилищного и земельного вопросов в Москве.

 

Комментариев нет

Извините, возможность комментирования в данный момент не доступна