«Знак пьющего человека» не должен вызывать негативных эмоций

«Знак пьющего человека» не должен вызывать негативных эмоций

29 мая в Московском научно-практическом центре наркологии Департамента здравоохранения Москвы прошел круглый стол с представителями государственных, некоммерческих и православных организаций-партнеров по выработке критериев наполнения Дорожных карт помощи семьям в трудной жизненно ситуации (преодоление алкоголизма).

В дискуссии приняли участие:

Елена Геннадьевна Деменко, заведующая центром профилактики зависимого поведенитя МНПЦ наркологии г.Москвы,

Ольга Владимировна Балабанова, координатор проекта со стороны РОО «Объединение многодетных семей города Москвы», представитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению,

Виктория Викторовна Аршинова, доктор психологических наук, заведующая отделом института развития образовательной политики МГУ им.М.В.Ломоносова.

На встрече обсуждались вопросы, связанные с наполнением дорожных карт помощи семьям в трудной жизненной ситуации (преодоление алкоголизма): графическое изображение (знак) пьющего человека, распространенные ошибки, встречающиеся в  тематической социальной рекламе и существующих картах помощи других авторов; отдельное внимание было уделено содержанию дорожных карт для специалистов и представителей служб помощи.

Елена Деменко, заведующая центром профилактики зависимого поведения МНПЦ наркологии г.Москвы, представила результаты широкомасштабного всероссийского исследования, которое было направлено на выявление проблем, существующих в сфере помощи страдающим алкоголизмом.

«80% наших наркологических больных страдает алкогольной зависимостью, и работа с ними является приоритетной. Мы столкнулись с тем, что во всех регионах Российской Федерации, когда доходит дело до индивидуальной маршрутизации, возникают вопросы. Ведомств много, помощь вроде бы оказывают все, а вот конкретно в данной ситуации ребенку, жене или самому зависимому или со-зависимым членам семьи такой маршрутизации не предоставляется. У нашего научно-практического центра много наработок, мы можем описать свое видение проблемы, но нам было важно, чтобы результаты исследования имели практико-ориентированный характер и отвечали на те практические запросы, которые ставят различные службы. Широкомасштабное исследование проводилось в различных регионах, проблемы, как выяснилось, общие», ­— подчеркнула она.

Доктор психологических наук, заведующая отделом института развития образовательной политики МГУ им.М.В.Ломоносова Виктория Аршинова рассказала об общих принципах, которые нужно соблюдать для создания эффективной социальной рекламы

«Социальная реклама должна отвечать определенным требованиям: всегда быть гуманной, носить образовательный характер, иметь направленность на одну проблему и формировать один навык, который должен быть очевиден. Социальная реклама должна обучать, и поэтому не может предоставлять выбор. Как только появляется выбор, это уже не обучающая реклама. Когда мы обучаем, мы всегда говорим точно, что делать. Дорожная карта должна не предлагать выбор, а четко указывать последовательность действий, то есть формировать маршрут. Также очень важно, что негатив должен занимать не более одной четверти информационного пространства, и должен располагаться в определенном месте и иметь определенный вид», — подчеркнула она.

Виктория Аршинова также подробно остановилась на проблеме создания универсального «знака пьющего человека» — графическом изображении, пиктограмме, понятной каждому и не вызывающей негативных эмоций и ассоциаций.

«Сегодня есть общепринятые знаки, которые не оскорбляют чести и достоинства и вполне узнаваемы: человек с белой тростью, беременная женщина, женщина с ребенком. Большинство встречающихся сегодня «знаков пьющего человека» – это человек с бутылкой. Такой знак мы применять не можем. Этот знак должен быть узнаваемым и не вызывать стыд у пьющего человека», — сказала она.

Ольга Владимировна Балабанова, координатор проекта со стороны РОО «Объединение многодетных семей города Москвы», представитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению подвела итог встречи: «У нас совершенно точно есть понимание, на какие вопросы мы должны дать ответы в нашей Дорожной карте — для ребенка, для женщин и для остальных членов семьи. Общая цель –  осуществить вытрезвление членов семьи».

Для справки:

Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» совместно с РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» реализуют в 2017 году проект «Дорожная карта помощи семьям с детьми в трудной жизненной ситуации (преодоление алкоголизма)».

Проект нацелен на разработку дорожных карт помощи многодетным семьям и другим семьям с детьми, имеющим  проблему зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ. По замыслу организаторов, в дорожной карте будут  консолидированы все ресурсы помощи зависимым в одном информационном шаблоне, будут объединены все контакты, все телефоны доверия, адреса групп помощи и самопомощи, церковных, общественных и государственных структур. Также в карте будут описаны алгоритмы обращения за помощью — маршруты. Подробнее о проекте



WWF Russia.