«ПАРОВОЗИЯ»: детская игра как бизнес 

«ПАРОВОЗИЯ»: детская игра как бизнес 

Хотите бесплатно целыми днями играть в паровозики на площади 200 квадратных метров?

Более пяти лет назад в Москве появился уникальный проект «Паровозия». Дети и родители имеют возможность играть, сколько есть сил во всевозможные паровозики.

Основатели проекта и клуба «Игровая галерея» Андрей Василенко и Ирина Самошкина недавно стали многодетными родителями. И мы с удовольствием взяли интервью у Ирины.

Оказалось, что до «Паровозии» Андрей делал успешную карьеру в крупных российских компаниях, но ушел, чтобы реализовать свой проект и кроме «Паровозии» клуб «Игровая галерея» проводит массу разных других игротек.

Как возникла идея «Паровозии»?

Началось все с того, что у нашего старшего сына, Миши, возник интерес к деревянным железным дорогам.

В моем детстве у меня была модельная железная дорога, сейчас такие выпускает фирма «Piko». В выставочном центре РЖД из таких макетов сделана большая комната, музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге также использует модельные дороги «Piko». И я думала, что, когда ребенку будет лет пять, мы ему купим что-то подобное. Но наши предположения не оправдались, потому что в два года ребенок увидел деревянную дорогу «Ikea» и «пропал».

Так у нас в доме появилась «Ikea», затем появились разные дополнения к ней от «Brio». Постепенно эта деревянная дорога стала основной игрушкой в доме и стала занимать все пространство в нашей квартире.

Видя, как наш ребенок с увлечением играет в нее, мы подумали: «Если один ребенок играет с таким удовольствием, то, наверное, много детей будут играть с еще большим удовольствием». И мы сделали игровое пространство, где все дети смогут играть в эти железные дороги.

Как проект превратился в бизнес? Пришлось ведь арендовать помещение? Как это произошло? Проверяли ли Вы свою задумку на друзьях Миши?

Нам очень повезло с человеком, который поверил в нас в первый раз. Это была Валентина, в далеком 2012 году, отвечающая за программу мероприятий в детском клубе «Ого-город», и она сказала: «Да, давайте сделаем».

Мы лишь примерно представляли себе идею, но не знали, как все будет происходить и что из этого получится: много-много деревянных железных дорог разных фирм, совместимых между собой, и единое пространство, где дети самостоятельно строят и играют.

Мы не платили аренду, а договорились о распределении прибыли от продажи билетов. Часть прибыли получал «Ого-Город», а часть – мы.

В «Ого-Городе» «Паровозия» проводилась четыре раза, а через год мы договорились о проведении «Паровозии» в музее на Павелецкой, который находится в структуре РЖД.

Когда мы впервые к ним пришли, они очень удивились нашим ценам на билеты: вход в их музей стоил 200 рублей, а в нашу игротеку 800. И они были уверены, что к нам никто не придет. А у нас были аншлаги. И когда проходила «Паровозия», в их музее случались всплески посещаемости.

Но последние два года количество посетителей уменьшилось, кризис сказался на всех. Снижать стоимость билета в «Паровозию» мы не могли, а поступаться качеством мероприятия, например, за счет уменьшения числа сотрудников, не хотели.

В каком формате сейчас существует «Паровозия»?

Уже полгода мы сотрудничаем с детским центром РЖД. Это они предложили «поселить» «Паровозию» в здании Рижского вокзала, и теперь «Паровозия» открыта каждый день, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00.

Игротека расположена в Арт-центре «Vauxhall», станция метро «Рижская», Рижская площадь, 1. Туда ведет отдельный вход в левом крыле Рижского вокзала.

Вход абсолютно бесплатный, но с условием: нужно предъявить доказательство, что вы пользуетесь услугами РЖД. Это может быть билет на электричку, билет на поезд или билет в один из музеев РЖД. Билет действует в течение месяца. Также вход бесплатный для семей сотрудников РЖД – они предъявляют удостоверения.

Контракт с РЖД нам продлили до конца января. Если вы хотите, чтобы «Паровозия» продолжалась, напишите в электронную приемную РЖД, там принимают все заявки, и если желающих будет много, контракт нам продлят.

Как трансформировалась «Паровозия» со временем?

Сначала мы использовали дороги всех подходящих фирм и видов. Но течение первых трех дней у нас исчезли все самодвижущиеся паровозики. С тех пор таких у нас больше нет.

Мы скорректировали правила и сделали вход бесплатным для родителей; поскольку играют дети, а родители только присматривают, брать с них деньги – нецелесообразно.

Мы поняли, что на выходе нужно давать ребенку какой-нибудь маленький подарок: игрушку, наклейку, значок – что-нибудь, чтобы ребенка можно было оттуда увести. Дети бились в истерике, их не могли забрать из нашего пространства  по полчаса.  Причем не из игрового пространства, а уже из гардероба.

Постепенно появились регулярные подвижные игры для того, чтобы дети сбрасывали скопившуюся энергию, мастер-классы. Мы стали приглашать партнеров, например, «Игровед» с настольными играми.

Какие еще проекты вы создали?

Первый наш проект был беговелогонки.  Это сейчас всем знакомы эти детские двухколесные велосипеды без педалей. А в 2012 о них мало кто слышал. И мы несли знания в массы, популяризовали идею.

Гонки были два раза в год – в мае и в сентябре. Бесплатный прокат беговелов – представители компаний тоже были заинтересованы в популяризации. Подарки всем гонщикам. Старты и награждения в «потоке», чтобы детям не приходилось ждать подолгу. Квесты с загадками для тех, кто предпочитает прогулку скорости. На первых гонках мы собирали по 100-150 детей, на последних – 600-700. Но к тому времени появились школы беговелов, профессинальные спортсмены с их амбициозными родителями… И вместо семейного праздника это стало чем-то утилитарным, да и наши дети выросли из беговелов. Сейчас беговелогонки – огромное движение, клубы проводят их чуть ли не каждую неделю, но мы в этом больше не участвуем.

Среди наших проектов также «Город конструкторов» – это большое игровое пространство, где собрано больше 30 видов разных конструкторов, непохожих на «Lego». Это удивительно, насколько разнообразен мир конструкторов, и как мало об этом разнообразии знают. А вот «Lego» есть у всех. И у наших детей тоже.

И есть творческие игротеки – «Столярная мастерилка», «Рисовалка», «Лепилка».

Была еще «Новогодняя мастерилка». Ее мы проводили три года подряд. В прошлом году мы ее проводили бесплатно в небольшом формате в торговом центре. Бесплатно для посетителей, нам же платил торговый центр. Это было последний раз. В этом году мы не проводим больше такое мероприятие. Но мы организовали календарь ожидания Нового года, на который можно подписаться. Мы присылаем задания список всех материалов, которые необходимы, а люди уже самостоятельно дома в своем режиме выполняют их.

Какие есть перспективы развития проекта?

Сейчас наша ближайшая задача – игротеки в торговых центрах, это малый формат игротек со свободным входом для всех желающих. Например, в декабре по субботам с 12:00 до 18:00 в фойе первого этажа ТЦ «Аэробус» на Варшавском шоссе проходят игротеки «Город Конструкторов» и «Музераж» (наш совместный проект с фанатом-коллекционером машинок «Hot wheels», в котором используются дороги «Hot wheels» и «Chuggington»).

По запалу детей эта игротека сопоставима с «Паровозией». Хотя там тоже поначалу были сложности с организацией процесса сбережения машинок. Но мы придумали способ против выноса машинок с площадки: свободных машинок в игротеке нет, мы выдаем каждому ребенку машинку при покупке билета, и за ней он должен уже самостоятельно следить.

Как люди узнают про «Паровозию»?

Более 70% тех, кто к нам приходит – «друзья друзей». Наши друзья, побывавшие в «Паровозии», рекомендуют ее друзьям.  Есть те, кто рекомендуют открыто – в социальных сетях и на иных ресурсах. Это люди, имеющие много подписчиков, и их подписчики тоже к нам идут. И в конце концов родители ребенка, интересующегося поездами, рано или поздно обнаружат в поиске слово «Паровозия».

Что случилось с интернет-магазином?

Раньше у нас был интернет-магазин, в котором продавались поезда и железные дороги. Он вырос из первой игротеки, потому что почти сразу стали появляться желающие приобрести игрушки, в которые дети только что поиграли.  И мы сделали маленький магазинчик на входе. Во время игротеки – оффлайновая лавочка, а между игротеками продажами занимался интернет-магазин. Это было очень удобно. Но времена поменялись. Сейчас мы ничего не продаем. Оффлайн в «Паровозии» не продаем, потому что таковы условия РЖД.

А интернет-магазин мы закрыли, так как изменились условия работы из-за ввода электронных касс. Ввод электронных касс сразу привел к нерентабельности. Интернет-кассы – это убийцы маленьких интернет-магазинов. Большие агрегаторы, конечно, выживут, а вот небольшим проектам это не по плечу.

У вас ведь много последователей? Они составляют конкуренцию?

Вслед за нами появилось много подобных огороженных небольших игровых площадок с игрушками. Самые первые – «Ту-ту Сити» в ТЦ «Гагаринский».  У них вход – 200 рублей за полчаса. Но там и размах совершенно другой, на 30-40 метрах сильно не развернешься. Но у них есть свои поклонники, своя постоянная аудитория. Там удобство в том, что можно ребенка оставить и пойти по магазинам. К нам же люди идут за атмосферой, у нас дети играют вместе, играют и родители, и у всех горят глаза. И масштабность впечатляет. Даже когда мы привозим бесплатную «Паровозию» в торговый центр – это совсем другой масштаб.

В регионах кто проводит «Паровозию»? Вы продаете франшизу?

С 2014 года у нас существует региональная программа: мы «Паровозию» и «Город конструкторов» возим по регионам. Мы побывали в более чем 20 городах. Это не франшиза. Наш региональный представитель – мэр Города конструкторов, шикарный аниматор Михаил с женой Анной – ездят с нашей площадкой. Наша задача – представлять интеллектуальные развлечения не только москвичам. В этом году только осенью мы побывали в Костроме, в Самаре, в Воронеже, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге. Последняя игротека была в Уфе, следующая – в Екатеринбурге, и далее на очереди – Тула с новогодней программой.

И мы думаем про финансовую игротеку. Мы сходили на фестиваль «Про деньги», продвигаемый Правительством Москвы. Ощущение двойственное. Была сцена, с которой вещали важные спикеры, были точки, в которых за реальные деньги что-то продавали, были мастер-классы, причем достаточно простенькие. И то, что дети делали, можно было продать за фестивальные деньги. И за такие же деньги, выдаваемые при входе, можно было что-то, созданное на мастер-классе, купить.

Что вы скажете про «Мастерславль»?

«Мастерславль», «Кидзания», «Кидсбург» – отличные проекты. С «Мастерславлем» мы сотрудничали: на «День железнодорожника» даже привозили им несколько раз «Паровозию». Но это проекты не про игру, а про обучение в виде игры. И про образ того, как какие-то организации можно представить. То есть не про то, как играть. Сейчас появился очень интересный проект «Строительная площадка» в ТЦ «Ривьера», очень похожий по духу на нас. В ТЦ «Авиапарк» есть площадка, посвященная радиоуправляемым моделям. Там можно запускать различные аппараты: есть водная зона, есть подводная, танковый полигон, автострада и площадки для квадрокоптеров и вертолетов. Там можно поиграть в модели организаторов, а можно прийти со своими.  Вот это, опять же, близко по духу к тому, что мы делаем.

 

Вы связываете свою будущую жизнь с Москвой, или же рассматриваете какие-то другие страны?

Пока мы на перепутье. У нас давно зреет идея хотя бы попробовать провести игротеку в европейских странах. Там ничего подобного нет.  В Германии, например, есть лудотеки с настольными играми и с игрушками. Есть интерактивные музеи, как, например,  «Zoom» в Вене, который чем-то напоминает смесь нашего пространства и музейного. Мы пока не рассматривали США, Азию, потому что даже в Европе разговор шел скорее о русскоязычной диаспоре, которой игротека нужна для поддержания языка.

Еще одна наша большая трудность состоит в том, что мы не умеем делать малые проекты. То есть если мы создаем что-то, то на две сотни детей как минимум. Например, в «Паровозии» на Рижской однажды было 300 человек в день. Осенью мы проводили в ТЦ «Вэйпарк» «Музераж», и там на последнем мероприятии  на 40 метров ковра было больше 150 человек. По четыре ребенка на квадратный метр! Это было очень много, но мы справились.

Хочется ли вам организовать офис, ездить стабильно на работу?

Меня в офис не тянет совсем, я уже забыла, что это такое. Да и дочка еще слишком маленькая, чтобы выходить на работу в офисе.

Единственное, что меня огорчает – это то, что я получила кандидатскую степень и ни разу ее не применила. До рождения старшего сына я вела преподавательскую и научную деятельность. Но для того, чтобы делать «Паровозию» и организовывать подобные мероприятия, связанные с родителями и детьми, будет достаточно базового курса возрастной психологии. Тут кандидатская степень ни к чему. Какие-то знания я применяю, так как в нашем бизнесе отвечаю за ведение социальных сетей и PR. Семейный бизнес дал мне много, я освоила несколько специализаций – и копирайтинг, и смм, и многое другое. Иногда у меня возникает мысль продавать отдельно свои услуги, без привязки к семейному бизнесу. Самое сложное – найти время.

У вас однокомнатная квартира, и вы сознательно родили третьего ребенка. Поспособствовала ли какая-то госпрограмма и городская программа вашему решению?

Государственная помощь на рождение третьего ребенка никак не влияла. Это было наше сознательное решение.

И более того, мы были очень расстроены, когда узнали, что с января все субсидии и очередь на улучшение жилищных условий оставили только для малоимущих. Это было нашей последней надеждой на увеличение жилплощади. У нас нет родственников, способных нам помочь, нет сверхдоходов, материнский капитал мы использовали для покупки нашей нынешней квартиры.

Мы же не считаемся малоимущими, так как все доходы приходят на расчетный счет нашего ИП. При этом расходы никто не считает.

Что бы вы хотели пожелать правительству в отношении проектов малого бизнеса?

Поменьше запретов и пореже менять правила, потому что мы живем как на минном поле. Нашему бухгалтеру, юристу и кадровику в одном лице – моему мужу – постоянно приходится мониторить нововведения. Мы смогли бы сделать намного больше интересных проектов для детей, если бы нам хотя бы не мешали.

Что бы вы посоветовали другим многодетным, задумывающимся о собственном бизнесе?

Это тяжело и совсем не радужно. Но страшно интересно. Дерзайте! Вы никогда не узнаете, что бы могло получиться, если не попробуете!

2 комментария
  • Julia Bahtina
    Размещено 08:29h, 16 декабря Ответить

    Спасибо большое Ирине и её мужу за Паровозию и другие их проекты! Нам повезло быть участниками одной из первой Паровозий в Ого-городе, затем первой Беговелогонки и потом нескольких Паровозий в музее РЖД.
    Всё уже привыкли, что есть такое прекрасное место, а ведь за этим стоит большой труд и любовь к детям! Спасибо вам и удачного бизнеса!

  • Анна
    Размещено 21:59h, 13 января Ответить

    Очень любим паравозики! И обязательно вернёмся. Нам понравилось в гостях у паравозии. Спасибо.

Ответить Julia Bahtina Отменить ответ

2 × 3 =