Семейный бизнес должен стать новой правовой формой организации и ведения бизнеса

Семейный бизнес должен стать новой правовой формой организации и ведения бизнеса

24 сентября в ЦВК «Экспоцентр» прошел Круглый стол «Развитие семейного бизнеса в России. Возможности и перспективы». Мероприятие был организовано РОО «Объединение многодетных семей города Москвы», Московской торгово-промышленной палатой и Ассоциацией участников рынка артиндустрии при поддержке и участии Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Сегодня в Москве проживает свыше 104 тысяч многодетных семей, и основной задачей Объединения многодетных семей города Москвы является улучшение качества жизни многодетных семей. Развитие семейного бизнеса очень важно, как для государства, так и для самих семей.

Открывая круглый стол, Н.Карпович, сообщила, что cемейный бизнес – это «действительно большая функциональная группа, которая решила бы ряд вопросов». «Мы с Вами говорим об одной из форм социально-экономических форм, составляющих государство», – отметила глава организации.

«Сегодня мы рассматриваем этот вопрос под другим углом: насколько это будет выгодно государству, насколько это выгодно семьям. Карпович отметила, что среди многодетных всего 30% относятся к малоимущим семьям, и это очень небольшой процент.

Участники круглого стола отмечали, что на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует понятие семейного бизнеса и семейного предпринимательства. Если бы такое понятие существовало, многие вопросы могли бы быть решены.

В законах о крестьянско-фермерском хозяйстве есть упоминание о том, что такое семейное предпринимательство, есть и упоминание семейного бизнеса, однако, по словам Н.Карпович, на сегодняшний день это определение не является точным, и его необходимо дорабатывать. «К сожалению документы, которые существуют сегодня, понятия семейный бизнес не формулируют». Это одно из понятий нормативно-правовой базы, которое необходимо разработать как можно быстрее.

По словам Н.Карпович, семейный бизнес – это не просто вовлечение в предпринимательскую деятельность. «Дети берут пример с родителей, очень важно, когда в семье что-то производят и делают. Очень важно приучать ребенка к труду, показывать перспективы того, что дает труд. Многодетные семьи очень талантливы, очень красивы, очень успешны, они успевают все – и тот бизнес, который есть сегодня — это возможность не только их самореализации, улучшение качества их жизни, это и снижение государственных компенсаций и пособий малоимущим семьям».

Если посмотреть на международный опыт, семейный бизнес во всем мире существует как отдельная форма предпринимательства, которая предусматривает другие инвестиции, другое отношение государства. По мнению Н.Карпович, если обратиться к истории России, то самым успешным периодом был период, когда были династии, передача детям того, что ты уже сделал.

Крайне важна преемственность бизнеса, чтобы формы которые создаются, оставались у семьи в дальнейшем.

Говоря о семейном бизнесе необходимо понимать, что речь идет не только о многодетных семьях, отмечали участники круглого стола.

Социально-экономическая государственная политика должна «выйти в поддержку семьи», которая хочет сегодня производить конкурентную продукцию и выполнять запросы общества – запрос может быть в городе один, в селе – другой. При этом Н.Карпович особо отметила что многодетные не пытаются перетянуть одеяло на себя, «наше желание – чтобы процент малоимущих стал намного меньше». «Мы не просим чтобы государство помогало нам, мы просим, чтобы государство нас поддерживало, дало нам удочку, а рыбу мы наловим», – сказала Н.Карпович.

Участники круглого стола говорили о том, что многодетные семьи не просят для себя лучших условий для предпринимательства, а объясняют, что семьям в которых есть дети, сложнее вести бизнес. Этой категории крайне важно самой зарабатывать. Необходимо совместно со всеми министерствами и ведомствами выработать предложения по перераспределению направлений, чтобы улучшить качество обслуживания семейного бизнеса. Общественная инициатива многодетных семей должна быть поддержана государственными структурами и должна продвигаться вперед.

В выступлениях участников круглого стола отмечалось, что развитие cемейного бизнеса проходит на фоне непростой экономической ситуации в российской экономике. По словам Антонины Ватолкиной,  директора Департамента социальных и образовательных программ, члена Координационного совета по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства ТПП РФ, в нынешних экономических условиях очень важно обратить внимание государства на проблему развития cемейного бизнеса. «Сегодняшний Круглый стол – это еще один шаг, чтобы семейный бизнес занял достойное место в нашей стране. ТПП в свою очередь намерена продвигать проекты семейного бизнеса. Возможности семей увеличатся при поддержке ТПП», – подчеркнула А. Ватолкина. По ее словам, уже в конце октября в ТПП планируется провести круглый стол, посвященный этой проблеме.

_MG_6284-900

По мнению советника президента Торгово-промышленной палаты РФ Владимира Губернаторова, необходимо учитывать мировой опыт развития семейного бизнеса, в частности, Германии, в том числе, с точки зрения местного законодательства.

Он напомнил, что год назад в Госдуму был внесен законопроект, прописывающий изменения, связанные с социальным предпринимательством. По мнению В.Губернаторова, c одной стороны, семейный бизнес будет укладываться в этот закон, с другой стороны, «необходимо помогать, чтобы понятие семейный бизнес было оформлено законодательно, важно продвигать его как некий формат нормы социально-экономической жизни, а так же практически помогать тем, кто занимается этим бизнесом, продвигать продукцию». По словам В.Губернаторова, в настоящее время для продвижения семейного бизнеса на базе ТПП планируется запустить торговые площадки коммерческих предложений, в том числе и семейного бизнеса, и это может оказаться очень важным шагом для его развития. «ТПП РФ и Москвы в одной упряжке с вами. Будем вместе продвигать семейный бизнес», – отметил спикер.

Относительно возможностей продвижения продукции семейного бизнеса, Н.Карпович сообщила, что на базе Объединения уже создан свой портал. В настоящее время у ассоциации многодетных семей уже есть предложения, которые рассылаются по коммерческим структурам, создается свой интернет-магазин. «Многодетные семьи могут предлагать свою продукцию. Мы уже готовы прийти в Торгово-промышленную палату со своим проектом», – сказала Н.Карпович. В свою очередь, А.Ватолкина отметила, что возможности многодетных семей увеличатся, если задействовать возможности Торгово-промышленной палаты.

Заместитель руководителя столичного департамента соцзащиты В.Барсукова отметила особую роль многодетных семей. По ее словам, первое, с чего надо начинать – это изменение стереотипа, существующего в обществе по отношению к многодетным семьям. Проблема изменения этого стереотипа решается не быстро, но уже «есть проблески» в этом направлении.

Замглавы сказала, что сегодня от департамента, который она возглавляет, ждут дельных предложений, не только с точки зрения законодательства, но и с точки зрения изменения тех программ, которые при рублевом вложении могли бы давать стопроцентный результат. Никто никаких дополнительных ресурсов нам сегодня не дает, никаких дополнительных пособий мы сегодня не ждем. «Необходимо очень четко понимать, что каждый вложенный рубль необходимо полностью отработать, отработать таким образом, чтобы получить с него десятки или сотни», – отметила представитель столичного департамента.

Очень важно дать почву самой семье чтобы она полноправно могла иметь зернышки своего развития, и сегодня мы говорим не столько о социально ориентированном бизнесе, сколько о бизнесе как о партнере, о взаимовыгодных условиях этого партнерства. «Как только мы почувствуем, что между нашими структурами есть взаимовыгодная точка, тогда это будет интересно всем и тогда это будет долгосрочное сотрудничество», – подчеркнула В.Барсукова.

По словам Н.Карпович, многодетные семьи видят себя абсолютно успешными: «Мы считаем, что с нас надо брать пример, потому что многодетные – это не просто огромное, богатое будущее, это еще и люди которые могут правильно построить свой жизненный график, и правильно распределить свое время. У нас в сутках не 24 часа, а 28 часов».

Сегодня семейный бизнес имеет две формы – городскую и крестьянско-фермерскую. Нужно не забывать, что мы на разных территориях. Если говорить о законе о дополнительных гарантиях по семейным участкам – то это тоже важное решение, которое позволит создать агрокомплексы, фермы, домашние хозяйства, полагает Н.Карпович.

В свою очередь представитель Минсельхоза рассказала о готовности ведомства оказывать господдержку начинающим фермерам и перспективах развития семейного бизнеса в области сельского хозяйства, однако она сообщила, что средств бюджета не достаточно, а финансирование из федерального и регионального бюджета сегодня тоже ограниченно.

Представители многодетных семей, участвовавшие в работе круглого стола, поблагодарили Минсельхоз за вклад в поддержку малых и семейных крестьянских хозяйств. «Я вам скажу что это, пожалуй, один из уникальных случаев когда выделяются гранты, деньги авансируются, это уникальная вещь, что им удалось это пробить в наше непростое время», – отметил один из участников.

Представители многодетных семей сказали, что основные проблемы, стоящие перед ними – это финансирование их проектов, реализация продукции, а также получение необходимых знаний и навыков для ведения предпринимательской деятельности. Присутствовавшие на мероприятии чиновники заверили, что возможности для обучения есть и пообещали сделать все возможное для поддержки семейного бизнеса.

Так, завкафедрой социального управления и экономики Института дополнительного профессионального образования Оксана Прохорова рассказала, что Институт предлагает очные и очно-заочные программы обучения, успешно реализовывает проекты социального предпринимательства для общественных организаций, имеющих детей-инвалидов. По ее словам, у Института есть возможности реализации программ повышения квалификации для семейного бизнеса: «Все правовые основы у Института дополнительного профессионального образования для этого также есть».

Институт дополнительного профессионального образования входит в cтруктуру Департамента труда и социальной защиты города Москвы. Участники круглого стола высказали предложение проработать возможность отдельной заявки на получение новых специальностей на базе Института в 2016 году. По мнению Н.Карпович, крайне важным является создание программ семейного бизнеса, систем обучения и получения социальных специальностей.

«Объединение многодетных семей намерено не просить, а попытаться стать функцией, которую мы могли бы сами исполнять, но тема социального сопровождения многодетных семей, очень важна», – подчеркнула Н.Карпович.

По мнению председателя РОО ОМСМ, семейный бизнес может стать новой правовой формой организации и ведения бизнеса со своей системой формирования уставного капитала, налогообложения, субсидирования и привлечения инвестиций и другими особенностями. Семейный бизнес – это возможность самоопределения для семей, возможность планирования времени, финансовая безопасность.

_MG_6289-900

Участники круглого стола сошлись во мнении, что в области формирования государственной семейной политики в отношении семейного бизнеса необходимо создать при профильных комитетах и ведомствах рабочих групп по семейному бизнесу, провести мониторинг текущего состояния семейного бизнеса в России с выделением региональной и отраслевой спецификации; на основании проведенной работы разработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства; разработать типовые программы развития семейного процесса (бизнес план, учредительные документы, предпринимательские курсы, консультационный центр по организации бухгалтерского налогового учета); создать условия для активации процессов взаимодействия крупных, в том числе и градообразующих предприятий совместно с предприятиями, выполняющими инфраструктурные функции; выявить сферы деятельности, представляющие интерес для потенциальных потребителей, не охваченных средним и крупным бизнесом; создать в регионах центры по содействию семейному предпринимательству при торгово-промышленных палатах; определить приоритет направления поддержки семейного бизнеса, учитывая программы развития регионов РФ; организовать обучение, стажировки, рынок сбыта, аренду площадей.

 

 

 

 



WWF Russia.